Александровская колонна

671

У главного въезда в Петербург со стороны Москвы, у заставы, возвел Московские триумфальные ворота с тяжелой дорической двойной колоннадой, увенчанной антаблементом и аттиком со скульптурными группами. разработал два варианта ворот — больших и малых. После установки макета в натуральную величину остановились на большом варианте. Материалом были избраны чугун и листовая медь для скульптурного убранства. Используя свойства чугуна, углубил рельеф каннелюр, усилив тем самым их пластическую выразительность; триглифы фриза он заменил рельефами гениев, выбитых из листовой меди. Триумфальные ворота отличает простота и суровая мощь, характерные и для других произведений Стасова.


Видное сооружение Петербурга — Троицкий , построенный Стасовым в 1827—1835 гг. вмещает до 5000 чел., увенчан пятиглавием, окружен шестиколонными коринфскими портиками и торжественно декорирован в формах классицизма. Особенность собора — план в виде равноконечного креста.

К выдающимся сооружениям позднего классицизма Петербурга, сыгравшим важную роль в завершении его центральных ансамблей, принадлежат Александровская колонна на Дворцовой площади и Исааки- евский собор, возведенные по проектам архитектора А. А. Монферрана при участии ведущих зодчих Петербурга.

Монферран Август Августович приехал в Петербург в 1816 г. из Франции и работал здесь до конца жизни. Им созданы помимо упомянутых крупных сооружений дома Лобанова-Ростовского и Демидова.

Александровская колонна —грандиозный монумент высотой 47,5 м — воздвигнута в центре Дворцовой площади в память победного завершения Отечественной войны 1812 г. Хорошо найденный силуэт колонны, увенчанный фигурой ангела, масштабная соразмерность с пространством площади, монументальность форм придают сооружению особенную образную выразительность. Ствол колонны высотой 25,58 ж сделан из единого гранитного монолита, сама доставка и постановка которого на место была большим достижением инженерного искусства.

В проектировании и строительстве Иса- акиевского собора принимали участие многие крупные зодчие столицы, но в основе его лежал проектный замысел Монферрана со всеми его слабыми и сильными сторонами.