Утонение и наклон стен

909
Утонение и наклон стен
Утонение и наклон стен

и не являются коррекцией, так называемой оптической иллюзии расширения форм вверх, а относятся к архитектурным приемам, которые придают сооружению напряжение и зрительную устойчивость, а также создают некоторый перспективный аффект увеличения высоты. Среди замечательных произведений русской архитектуры можно привести много примеров применения такого рода архитектурных приемов.


Рубленые стены русских церквей и колоколен, а также их высотные объемы слегка сужаются вверх вместе с уменьшением поперечника бревен. В данном случае конструктивные задачи тесно связаны с художественными.

Утонение и наклон стен
Утонение и наклон стен

Столбы в интерьере Успенского собора в Звенигороде уточняются вверх. Ряды живописи, расположенные на них, делаются по высоте все меньшими, также уменьшаются в абсолютных размерах и изображения фигур. Интерьер собора создает впечатление простора и большой высоты внутреннего пространства. Живопись по столбам относится к более позднему времени (XIX в.), но она, вероятно, повторяет горизонтальные ряды старой. Утонение столбов кверху наблюдается и в других архитектурных памятниках, как, например, в интерьере церкви Покрова на Нерли.
Утонение и наклон стен
Утонение и наклон стен

Во многих памятниках русской архитектуры имеется наклон стая. К их числу относятся, например, новгородская, церковь Покрова на Нерли, Иван Великий и целый ряд крепостных и монастырских башен. Так, в Котельной башне Белозерского монастыря можно отметить, кроме наклона стен, еще и ту особенность, что ряды бегуна (наиболее заметная часть орнаментальных поясов) расположены по высоте на все более уменьшающемся расстоянии друг от друга.

Замечательный русский В. П. во многих своих постройках применял этот прием. Наклон стен имеется в башнях-маяках на пристани и в ярусной колокольни.