Антонио Ринальди

Большое влияние на формирование архитектурного облика Дворцовой набережной того времени и архитектурного ансамбля Марсова поля оказало возведение Мраморного дворца, арх. .

Антонио Ринальди — итальянский архитектор, прибыл в Россию в 1751 г., работал на Украине, потом в Москве, а с 1755 г. — в Петербурге. Основными сооружениями Ринальди были дворцовые и парковые постройки в Ораниенбауме — Китайский дворец, Катальная горка ; в Гатчине— Дворец ; в Царском Селе —«Орловские ворота», «Чесменская колонна» ; в Петербурге — «Мраморный дворец» и некоторые другие.


Мраморный дворец, ныне Ленинградский филиал музея В. И. Ленина, расположен на участке, ограниченном Дворцовой набережной и улицей Халтурина. Дворец занимает участок, имеющий в плане форму неправильного четырехугольника. Здание в плане — П-образной формы, с парадным двором и главным входом в его глубине и четырьмя внутренними световыми служебными дворами. Мраморный дворец Ринальди по сравнению с его ранними постройками в Ораниенбауме да и постройками других мастеров того времени имеет более строгие формы. Фасады трехэтажного корпуса Мраморного дворца расчленены на два яруса — цокольный этаж, облицованный гранитом, и два верхних этажа, объединенных общим ордером — коринфскими пилястрами. Верхний ярус облицован олонецким мрамором. Дворец служит замечательным примером умения зодчего использовать естественный строительный материал, и прежде всего мрамор различных цветов, чем и объясняется название дворца.

На Дворцовой набережной, рядом с Малым Эрмитажем Деламота, арх. Фельтеном было построено здание Старого Эрмитажа. Это скромное по архитектуре сооружение стало как бы промежуточным звеном между нарядными зданиями Малого Эрмитажа и Зимнего дворца.

Фельтен Юрий Матвеевич изучал архитектурные науки с 1743 г. в городах Германии — Тюбингене, Штутгарте и Берлине; в 1749 г. вернулся в Петербург, а в 1754—1762 гг. работал у В. В. Растрелли одним из его главных помощников на постройке Зимнего дворца. С 1762 г. Фельтен стал главным архитектором «Канцелярии от строения», преподавал в Академии художеств, являясь с 1772 г. профессором, а в 1789—1794 гг.— ее директором. Он выполнил проект площади перед Зимним дворцом, легший в основу дальнейшей застройки Дворцовой площади; в 1765—1775 гг. построил здание б. Александровского института, так называемый Зубовский флигель Екатерининского дворца в Царском Селе, здание Петергофской гранильной фабрики ; в Петербурге лютеранские церкви — Екатерины на Васильевском острове и Анны на б. Фурштадской ул; принимал участие в строительстве набережных Невы. Некоторые постройки Фельтена отражают увлечение готикой —Чесменский дворец с церковью и китайской архитектурой — Китайская беседка в Царском Селе.

Со строительством набережных и застройкой центра связано и сооружение Фельтеном при участии П. Егорова ограды Летнего сада со стороны Невы. Ограда состоит из гранитных столбов-колонн и железных кованых звеньев решетки с бронзовыми позолоченными орнаментальными украшениями.