Home История архитектуры АРАБЕСКИ, ГРОТЕСКИ И МАСКАРОНЫ

АРАБЕСКИ, ГРОТЕСКИ И МАСКАРОНЫ

by Architect

В орнаменте эпохи Возрождения использовались античные мотивы. Орнамент располагали на фасаде, в декоре тканей, в мебели и внутренней отделке. Орнамент покрывал большие площади стен, потолки внутри дома и использовался для фасадного убранства. В эпоху Возрождения существовали различные типы орнаментов. Это арабески — сложный, чаще всего симметричный орнамент, составленный из стилизованных растительных мотивов или комбинации геометрических фигур.

Другим видом орнамента был гротеск — состоящий из чередования растительных мотивов с картинами, медальонами, античными щитам. В нем применялась одновременно штукатурная лепка и живопись. В гротесках использовались мелкие причудливые сплетения различных мотивов, в том числе побегов аканта, небольших фигурок, элементов архитектурного порядка. Ведущую роль играли извивы аканта, дополненные изображениями цветов, животных, различных растений и других тем; здесь же — вазы с цветами, растения, перевитые лентами, птицы, вставки с рельефами. Мотивы гротеска использовались и в посуде, шпалерах, металле и дереве. С середины XVI в. гротески делали лепными из белого стукко с позолотой.

Наряду с гротесками стали применять орнаменты в виде прямых, изогнутых, переплетенных полос, а также изображения гирлянд растительного мира. Применялись виноградная лоза, ионики, бусы, меандр, плетенка, чешуя, ложки, лента, акантовый и дубовый лист, мотив раковины. Бусы — тонкая полоска, состоящая из шаров и продолговатых элементов, часто применялась как декоративный элемент профилей.

Классические мотивы декора: бусовые шнурки, яйцевидные валы (ионики), волнообразные ленты, дентикулы или зубчики. В орнаменте использовались элементы животного мира в сочетании с изображениями обнаженного человеческого тела. Характерные мотивы — изображения канделябров, ваз, масок, оружия, морских раковин и других предметов символического значения. Видное место занимали гербы и эмблемы.

На пилястрах и стенных поясах были распространены орнаменты. На парапетах окон и венчающих частей появляются в качестве излюбленного мотива балюстрады. Балюстрада — перила, состоящие из балясин между постаментами. Балясина — профилированная волнистая колонна не большого размера, круглой или прямоугольной формы, опора для перил и парапета.

Характерным украшением зданий этой эпохи был картуш — скульптурное, иногда лепное, украшение различной формы или не до конца развернутого свитка, на котором помещался герб, эмблема или маска, окруженные орнаментом. Маска- рон — декоративная маска с фантастическим изображением человеческого лица или головы животного. Появляется ниша с широкой лучистой полукруглой раковиной. Ниша — новый способ оживления плоскостей.

В XVI в. каменных зданий в Европе становится намного больше, однако многое зависело от традиций и местных особенностей. На юге Европы, где дерева не хватало, а камень имелся в достатке, города в это время уже были каменными. В центральных районах и на севере Европы каменные дома были редкостью, зато там использовался кирпич. Верхние этажи делали из дерева.

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение