Едва ли существуют какие-либо работы общего характера, посвященные архитектуре общеевропейском масштабе. Даже книга Певзнера, вопреки ее названию, не может быть признана таковой. Тем не менее было создано несколько проектов, которые выдают общеевропейские амбиции их авторов или их желание обратиться к неизученным областям архитектурной истории последнего времени. Возьмем в качестве примера серию из восьми книг, связанных с выставками, проводимыми Deutsches Architekturmuseum (DAM, Немецкий музей архитектуры) во Франкфурте: Architektur im 20. Jahrhundert — «Архитектура XX века». Восемь частей серии были выпущены в период с 1995 по 2000 год и относятся соответственно к Австрии, Ирландии, Португалии, Швеции, Швейцарии, Греции, Финляндии и Германии (все эти страны, за исключением Германии и Швейцарии, сравнительно недавно стали членами ЕС).

Значение изданий, посвященных Ирландии, Португалии и Греции, для европейской историографии особенно велико, поскольку архитектура этих стран наименее изучена в международной перспективе. Книга «Архитектура двадцатого века в Испании», изданная в конце 2000 года к еще одной выставке в DAM, в серию не вошла, но в ее тематику, бесспорно, вписывается. Можно сказать с уверенностью, что Уилфрид Вэнг, принявший участие в создании всех девяти книг, сыграл ключевую роль в открытии архитектуры Европы.

Что касается архитектуры Центральной Европы, то в ее изучение очень важным вкладом стали каталоги выставок, издающиеся с 2000 года Адольфом Штиллером. Штиллер стал первопроходцем в деле представления стран, которым обычно отводилось маргинальное место или вовсе не отводилось места в истории европейской архитектуры. В серию Штиллера вошли издания, посвященные архитектуре двадцатого века в Словакии, Румынии, Хорватии, Болгарии, Словении и Польше, равно как и каталоги по Финляндии, уже появившиеся во многих публикациях в разных странах, и по Люксембургу, который, как и Болгария, до появления этой серии привлекали мало внимания в международном масштабе. Внимание во всех этих публикациях сосредоточено на архитектуре модерна, но они представляют ценный и ранее недоступный материал.

На сегодняшний день Вэнг и Штиллер дали архитектурному миру в общей сложности шестнадцать национальных обозрений, которые, в силу их последовательности и серийному формату, облегчают сопоставление путей развития архитектуры в половине стран Европы, а потому вместе взятые, составляют национальную сеть.

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение