Архитектура русского классицизма

Вторая половина XVIII и первое десятилетие XIX в. — время зарождения и развития архитектуры русского классицизма, нашедшего наиболее яркое выражение в творчестве основоположников этого стиля— Баженова, Казакова и Старова.

В этот период ведутся интенсивные работы по перепланировке городов и их регулярной застройке, возводятся крупные здания общественного назначения, приобретающие важную роль в городском ансамбле, строятся жилые дома и многочисленные загородные и городские усадьбы, начиная от крупных усадеб знати и кончая скромными усадьбами и городскими особняками. Для культового зодчества характерно наряду с переработкой старых типов зданий строительство церквей в форме ротонд.


Получают дальнейшее развитие городские ансамбли Петербурга, Москвы и городов провинции. Академия художеств Кокоринова и Деламота, университет и Голицынская больница Казакова, Казанский Воронихина, биржа Томона, Адмиралтейство Захарова представляют собой образцы монументальных сооружений, повлиявших ца формирование ансамблей Петербурга и Москвы этого времени. Перепланировка и ансамблевая застройка проводятся в сотнях провинциальных городов. Рост и усложнение многообразных потребностей городской жизни в связи с зарождением и развитием капиталистических отношений вызвали появление новых типов зданий, таких, например, как почтамт, Академия художеств и Ассигнационный банк в Петербурге, Воспитательный дом, университет и Сенат в Москве, присутственные места и дворянские собрания в провинции. Впервые стали строиться дома с квартирами, предназначенными для сдачи внаем, т. е. прототипы доходных жилых домов, и т. д.

Созданию новых типов зданий содействовали достижения русской строительной техники, и прежде всего введение новых методов статического расчета и применение новых строительных материалов, приведшее к появлению металлических ферм, большепролетных каменных и кирпичных сводов и куполов, сложных деревянных стропил и подвесных потолков.

Изменяется также характер архитектурно-композиционных средств и приемов. По сравнению с предшествующим временем архитектура второй половины XVIII — начала XIX в. приобретает большую строгость композиции и сдержанность в декоративных приемах. Плановым построениям свойственны симметричность и геометрически правильные формы прямоугольника, квадрата, круга; планы построек отличаются рациональностью, ясностью, простотой и компактностью, облегчающими инженерное решение зданий и удешевляющими их стоимость. В планировке городов это привело к утверждению регулярности, в частности к созданию простых и четких форм городских площадей, обстроенных большей частью зданиями общественного и административного назначения.

Композиция монументальных зданий с внутренним замкнутым двором, типичная для сооружений середины века, частично сохранялась в 60—70-х гг. XVIII в. С конца столетия схема усадебного дома стала основой композиции многих зданий различного назначения.

В наружной обработке и в интерьерах зданий господствовало стремление к предельно ясному выявлению простых объемов и поверхностей стен, к четкости членений фасадов, к сдержанности в применении скульптурного и орнаментального убранства. В качестве основных средств архитектурной композиции применяются свободно переработанные формы античных ордеров, арки и свода, вводимые в самых разнообразных сочетаниях: в виде портиков, колоннад, купольных залов и т. п.; причем все эти формы подчинены, как правило, назначению здания и неразрывно связаны с национальными традициями русского зодчества. Архитектура начала XIX в. уходит своими корнями в архитектуру второй половины XVIII в., продолжая ее развитие. На протяжении полувека архитектурные формы становились строже — стены, членившиеся лопатками или пилястрами, уступили место гладким стенам, наличники окон и обрамления барельефов упрощались, а затем исчезли совсем. В начале XIX в. завершилось формирование русского классицизма, но лишь в отдельных постройках Петербурга того времени — Адмиралтействе Захарова, Бирже Томона, Горном институте Воронихина — появились черты суровости и монументальности, свойственные в полной мере следующему этапу развития этого стиля. В других современных им постройках— Казанском соборе Воронихина, в позднейших работах , Камерона, Руска — еще господствовали принципы архитектуры конца XVIII — начала XIX вв. В Москве, не говоря уже о провинции, в первом десятилетии XIX в. нераздельно царило влияние Казакова, сочетавшего в своих постройках простоту с изяществом и приветливостью. Общими в архитектуре второй половины XVIII и начала XIX в. были также типология зданий, принципы градостроительства, строительно-технические приемы и методы организации строительных работ.

Русский этого времени развивался в тесной связи с классицизмом западноевропейских стран, особенно Франции и Англии. Большой размах строительства, творческая переработка античной классики на основе требований времени и традиций русской архитектуры, огромный размах строительства, не имевший себе равного в других странах, выдвинули русский второй половины XVIII — начала XIX в. в ряд выдающихся явлений мировой архитектуры.