Архитектура жилых и общественных зданий

Массовая застройка сел и городов Украины в XVIII в. осуществлялась в основном из дерева. Все деревянные здания того времени давно исчезли, и судить о них можно только в самых общих чертах по сохранившимся описаниям и «абрисам», схематично изображающим их план или внешний вид. Крестьянское жилище состояло обычно из сеней и примыкающих к ним одного или двух жилых помещений. Жилье ремесленников и других горожан и мелкой казацкой старшины отличалось от крестьянского большими размерами и количеством помещений, группировавшихся вокруг сеней или светлицы, и внутренней отделкой.


Традиционному плану крестьянской хаты близка каменных монастырских келий, например в Киево-Печерской лавре, Чернигове, Виннице и других городах. Обычно одноэтажный корпус келий состоит из ряда секций, в состав которых входят сени и одно или два жилых помещения по бокам сеней. Каждая секция имеет самостоятельный вход снаружи. Фасад длинного корпуса келий ритмически расчленен широкими лопатками и входами в секции. Этот принцип планировки типичен также почти для всех капитальных жилых и даже учебных зданий первой половины XVIII столетия.

Среди построенных в XVIII в. жилых зданий многие строились десятилетиями, неоднократно перестраивались, как, например, дом Петра I в Киеве на Подоле и митрополичий дом близ Софийского собора в Киеве, упоминавшийся в предыдущей главе. Мощные граненые выступы по бокам последнего напоминают пятигранные объемы украинских церквей второй половины XVII в., но сделанное позже венчание центральной части решено в виде изящного барочного фронтона.

С митрополичьим домом композиционно связаны ворота Заборовского. Это — небольшая по размерам, но замечательная по своим архитектурным достоинствам постройка, созданная в 1746 г. архитектором И. Шеделем на средства митрополита Заборовского и названная его именем. Территория собора и митрополичьего дома была ограждена высоким кирпичным забором. Ворота и связанные с ними служебные помещения расположены почти по оси митрополичьего дома с глубоким отступом от Георгиевского переулка, образующего перед воротами площадку в виде трапеции, сужающейся от улицы к воротам. Такая постановка проезда была типична почти для всех монастырских ограждений XVIII в. независимо от того, как оформлялся проезд — колокольней, над- вратной церковью или специально построенными воротами. Ворота Заборовского — типичное произведение барокко. По богатству и сочности форм и живописности светотеней это произведение в украинской архитектуре первой половины XVIII в. не имеет себе равных.

И. Шедель построил в Киеве несколько зданий, но только ворота Заборовского и колокольню Софийского собора он украсил замечательным по своей сочности и богатой пластике лепным орнаментом. Этот прием, возможно, послужил образцом подобному декору, появившемуся и на других зданиях. Особенностью этого орнамента является его невысокий рельеф и отличная проработка деталей. Рисунок ветвей и листьев подчеркнут линиями, имитирующими прожилки стебля и листьев растений. Орнамент подчеркивается цветной окраской ^обычно в два тона: белые выступающие части на светло-синем, зеленоватом или охристом поле стены. Все это придает стене исключительно богатый вид — ее поверхность напоминает дорогую ткань, шитую золотом и серебром. Впечатление нарядности и богатства отделки зданий усиливалось керамическими вставками, яркой окраской крыш, золочением глав и куполов, умелым сочетанием архитектуры с богатой природой.