Следствие — хотя законы соединения элементов городского дизайна в разного рода композиционные группы, структуры и последовательности в принципе не изменились — общая насыщенность городской среды дизайнерскими компонентами увеличилась практически на порядок. И в некоторых случаях они занимают почти 100% поверхности ограждений, образующих средо- вое пространство, полностью подменяя собой архитектуру. И даже там, где занятая дизайнформами часть визуального поля остается в пределах 30-50%, эти формы начинают доминировать в зрительном образе среды. Т.е. фактически они создают своего рода «дизайнпространство», превращаясь из разрозненных элементов или фрагментов среды в композиционные структуры (фронтальные, глубинные, панорамы и т.д.), которые полтора столетия назад формировались исключительно архитектурой или элементами ландшафта .

Иными словами, сегодня для зрителя неважно, из чего складывается городское пространство. Куда важнее его акцентно-доминантные характеристики -те. дизайнерские средовые формирования начинают подчиняться тем же законам, что и описанные в первой части учебника художественно-значимые архитектурные.

Надо только помнить, что сроки существования «дизайнерских пространств» обычно намного короче, чем архитектурных. «Строить» и «реконструировать» их можно гораздо быстрее, чем устремленные в вечность капитальные объемы и поверхности архитектуры. Если только отказ от увековечивания не заложен в проект специально, например, в выставочных павильонах. Но это, если быть точным, есть своего рода сращивание архитектуры и дизайна, разновидность слияния разных средств реализации проекта в конкретике данного произведения синтеза искусств.

Другая их особенность — и «локальные», и «линейные» объекты разного типа охотно перенимают друг у друга отдельные черты, конструкции, элементы декора, образуя визуально единые композиционные системы. Обычно — обладающие общим «фирменным стилем».

Третья черта — все чаще эти элементы среды насыщаются техническими миниустройствами: шлагбаумы на автостоянке опускаются и поднимаются автоматически, ступеньки уличных лестниц имеют ламповые подсветы, запретительные столбики вдоль тротуаров ночью светятся и т.д. Т.е. — их дизайн все время усложняется и в смысле уточнения художественных решений, и в плане техническом.

И, наконец, весьма самобытно отношение этой группы дизайнерских форм среды к установлению визуального контакта с характером средового контекста. Оно может быть выстроено по принципу стилистического подобия, по законам контраста или как индифферентная система, незаметная на фоне других компонентов ансамбля. И выбор типа связей с окружением — одна из важнейших сторон работы архитектора-дизайнера.

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение