Архитектурное творчество

624

Архитектурное творчество — сложный диалектический процесс, он развивается во времени от замысла к реализации, в пространственном охвате — от общего к деталям, в сознании — от приблизительных интуитивных построений к цельной, логически и художественно оправданной системе. И каждому этапу этого процесса отвечает своя сумма задач, своя методика работы, свой «выход» — практический результат, даже своя форма подачи проектного материала. В табл. 2 дан примерный перечень этих этапов, аннотированный сведениями об их характеристиках, составленный в расчете на самый распространенный сегодня вариант творческого поиска — «от функции к образу».


Руководствуясь таблицей, нельзя забывать об условном, ограниченном ее характере. Здесь дана не столько жесткая последовательность операций (отдельные стадии в конкретной ситуации могут совмещаться или переставляться во времени), сколько перебор необходимых и достаточных для получения результата звеньев. Отмеченные в таблице масштабы, формы подачи материалов, этапы работ рассчитаны на учебное проектирование, поэтому рекомендованные чертежи, в том числе аналитические схемы, могут совмещаться с обязательными при градостроительном проектировании схемами — опорный план, транспортная схема и т.д., могут дополнять их в виде самостоятельных чертежей, включенных в состав проекта. Для каждого из этапов показаны только ведущие задачи и особенности, что не исключает, например, при поиске архитектурной идеи применения конструктивно-тектонического анализа, при разработке фрагмента — исследования его композиционной структуры. В таблице указаны наиболее характерные формы подачи проектных материалов, которые могут иногда заменяться аксонометриями, перспективными планами или разрезами, макетами. Применение пространственных проекций, макетов, рисунков желательно при завершении каждого этапа, поскольку в учебном проекте моделирование условий восприятия объекта в натуре — основной способ проверки правильности принятого решения.

В рамках конкретного задания на проектирование далеко не всегда необходимо прорабатывать подробно весь комплекс задач, приведенный в табл. 2. Перед проектировщиком могут возникнуть следующие ситуации :

• определение архитектурных параметров фрагмента городского пространства для включения в вышестоящую градостроительную структуру, являющуюся главным объектом проектирования. Например, надо уточнить архитектурно-художественные особенности площади или магистрали, являющейся частью более крупного планировочного образования; в реальном проектировании эта ситуация встречается при выполнении проекта детальной планировки, в учебном — при решениях планировки и застройки городского центра и т. д.;

• разработка самостоятельного проекта комплексного фрагмента городской среды (площади, жилого двора и т. д.), включая предложения по его деталировке — элементам благоустройства, оборудования и др.; в проектной практике этому заданию отвечает площади, магистрали, городского бульвара, сквера, учащиеся с подобной темой встречаются на дипломном проектировании (реконструкция площади, пешеходная зона);

• архитектурно-планировочное обоснование градостроительных характеристик компонента данного городского пространства, например, корректировка композиции площади для размещения нового здания, разработка которого составит содержание будущего проекта, выявление композиционных особенностей существующей ситуации при проектировании произведений монументально-декоративного искусства, системы дизайнерских элементов.

Эта форма работы входит в состав фактически каждого задания по объемному проектированию в виде самостоятельного раздела проектной документации — «генеральный план» .