Архитектурные сооружения

498

Естественно, что работа в каждом варианте строится в соответствии с главной целью проектирования и часть отмеченных выше позиций отпадает либо сводится к минимуму (табл^?^?^?). Наиболее полным составом работ обладает проектирование собственно городского интерьера, когда проектная документация показывает и общее архитектурное решение, и конкретизацию его деталей.


Приведенные таблицы не исчерпывают всех аспектов формирования открытых пространств. Например, в них значение ландшафтных особенностей задействовано в скрытом виде, то как учет требований ситуации, то как часть элементов благоустройства; не отражены особенности формирования зданий, сооружений, инженерного оборудования, дизайнерских включений, которые требуют привлечения специальных знаний из соответствующих разделов учебной программы.

Кроме того, в процессе работы всегда имеется опасность упустить те или иные возможности обогащения художественной стороны проекта. Поэтому полезно периодически возвращаться к перебору основных факторов конструирования архитектурной формы, сверяя с ним и свои разработки: нельзя ли найти более яркое решение, подсказанное учетом незамеченных ранее обстоятельств. Среди них можно назвать следующие позиции, особо действенные для формирования открытых пространств: нетрадиционные технические и типологические идеи, трансформирующие пространственные стереотипы; нестандартные сочетания объемов и форм застройки; композиционные схемы, меняющие сложившуюся ситуацию; индивидуальные черты площадки — опорные объекты, разрывы и др.; ландшафтные компоненты, существующие и проектируемые; коррекция климатических воздействий; выразительные формы конструкций, приемы отделки и материалы планшета и ограждений; декоративно-художественное действие средств информации и оборудования; синтез архитектуры и других искусств.

Примечание: «X» означает необходимость выполнения данного раздела работ, «+» показывает возможность либо желательность его выполнения, прочерк — выполнение данного раздела не требуется; подробную расшифровку состава работ, их целей и содержания см. в табл. 2.

Возникающие при рассмотрении перечисленных позиций архитектурные предложения должны быть отобраны при сопоставлении между собой и со сверхзадачей проектирования — они не самодельны, а служат поиску наиболее выразительных форм открытого городского пространства.

Сегодня эта фраза звучит анахронизмом — различные компьютерные технологии практически взяли на себя полную графическую реализацию проектных предложений, вплоть до использования аксессуаров — деревьев, неба и пр. По сути, автору проекта осталось «лишь» придумать его, остальное — «дело техники».

Но всемогущество компьютерных технологий обернулось, с одной стороны, порабощением фантазии и творческого потенциала части проектировщиков — воспроизводить по заложенным в программах образцам идеи и темы оказалось много выгоднее, чем создавать их. Что объясняет широкое распространение внешне благополучных, но по сути «неживых» сооружений, не вызывающих у зрителя никакого эмоционального отклика. С другой — породило у некоторых наивную веру в художественную креативность машинной техники, ибо часть случайно предлагаемых ею форм безусловно обладает столь желанной для любого художника «непохожестью» на проверенные временем прообразы и примеры .

И тот и другой вариант — пока что всего лишь либо непродуманная, неуправляемая практика, либо пропагандируемая увлеченными неофитами теория, иначе говоря, крайние фланги опирающейся на традицию, хотя и отрицающие ее, линии наступления нового в проектном деле. Линии, которая еще ждет своего теоретического исследования.

С появлением в перечне архитектурных профессий специальности «Дизайн архитектурной среды» в методику средового проектирования все активнее внедряется алгоритм проектного процесса, включающий развернутый этап предпроектного анализа, который завершается выработкой дизайн- концепции проектного решения. Она синтезирует в замысле проекта «дизайнерское» начало — наилучшее организационно-технологическое решение проектной задачи — и его художественную интерпретацию, преобразующую прагматические основы в комплекс визуально-образных идей и тем. Этот путь особенно эффективен при работе с ситуациями, требующими специального оснащения функциональных средовых процессов (подробнее см. учебник «Дизайн архитектурной среды». — М.: Архитектура-С, 2004 г.).

Кроме перечисленных ситуаций существуют и другие, например, составление перечня элементов комплексного дизайнерского наполнения и оборудования данного фрагмента среды. Ибо все чаще в проектной практике встречается случай, когда для совершенствования облика среды достаточно переделки ее оснащения, что невозможно без выработки представлений о новом варианте синтеза дизайнерских (проектируемых) и архитектурных (существующих) компонентов данного объекта.