Архитектурный центр пейзажного парка

Значительный интерес в жилой архитектуре Москвы того времени представляет бывшая усадьба Хрущевых на Пречистенке. Этот более крупный по размерам особняк — пример полной утери старой усадьбой традиционной симметричной трехчленной композиции с парадным двором. Особенность здания состоит в живописной асимметрии планировки, объясняемой отчасти использованием сохранившихся фундаментов и построек. Главное здание усадьбы расположено на углу улицы. Его парадный фасад со стройным шестиколонным ионического ордера портиком, поддерживающим балкон мезонина, обращен на улицу. Фасад в сто


рону переулка подчеркнут портиком, увенчанным фронтоном на четырех парных ионических колоннах, с лепным фризом и барельефом на стене за колоннами. Открытая терраса на высоком цоколе, вытянутая вдоль фасада, как бы выпрямляет несимметричное положение этой части дома по отношению к улице и обогащает ее композиционно. С противоположной стороны такая же терраса спускается в сад.

Хотя в условиях разложения помещичьего хозяйства сокращалось строительство новых дворянских усадеб, в послевоенные годы в Москве и Подмосковье продолжались капитальная перестройка и расширение средних и крупных усадеб дворцового типа. Но в них уже отказались от строго регулярного развития ансамбля по оси дворца, свойственного усадьбам конца

XVIII в.; в общей планировке преобладала живописная асимметрия, композиция парковой зоны носила пейзажный характер. Бывшая усадьба Усачевых, позднее Найденова, построенная , принадлежит к выдающимся городским усадебным ансамблям этого времени. Главный дом усадьбы с поднятым на аркаду цокольного этажа стройным восьмиколонным ионическим портиком выдвинут на красную линию улицы. За домом асимметрично расположен двор со служебными корпусами, сбоку от него простирался сад до р. Яузы. В композиции главного здания выразителен торцовый южный фасад, выходящий в сад с выступом, имеющим ступенчатое завершение. На уровне второго этажа к выступу примыкает открытая площадка, переходящая в широкий украшенный вазами пандус, спускающийся в сад. Полуциркульная арочная ниша, заполненная парой дорических колонн и декоративной вставкой над ними, контрастирует богатством своей пластики с гладким фасадом торцового выступа. В искусно распланированном саду с беседками и павильонами замечателен чайный домик — один из лучших садовых павильонов .

Среди загородных дворцово-парковых ансамблей выделяется подмосковная усадьба Кузьминки, также в значительной своей части построенная Жилярди. Зодчий возвел ряд новых павильонов и создал ансамбль, в котором сочетается строго регулярное ядро старой усадьбы XVIII в. с живописной композицией новой ее части.

Архитектурный центр пейзажного парка— четырехугольный в плане Конный двор, обнесенный корпусами. Главное звено его композиции составляет Музыкальный павильон с огромной аркой-экседрой, в которую вкомпонована двойная дорическая колоннада с венчающей ее скульптурной группой. Это лучший вариант применения излюбленного композиционного приема зодчего — контрастного сочетания сурового фона гладких стен, оживленных рустовкой, с тонко и изящно разработанной архитектурно-скульптурной вставкой. Выразительность этой композиции усиливается конными группами скульптора Клодта, поставленными позднее по бокам центрального павильона. Строгая простота флигелей и остальных фасадов конного двора подчеркивают богатство центра. В парке и по берегам пруда живописно размещены садовые сооружения усадьбы. Среди них — пропилеи, пристань, оранжерея, Египетский павильон и другие, из которых каждое отличается своеобразием композиции, а вместе с пейзажным окружением они образуют единый гармоничный ансамбль.