Архитектоника понятия архитектурной симметрии

1060
Архитектоника понятия архитектурной симметрии
Архитектоника понятия архитектурной симметрии

Эшер изобразил ящериц, различных по цвету, но не отличимых по форме размещенных на плоскости согласно преобразованиям симметрии.

Таким образом, к симметричным относятся такие закономерности, в основу построения которых положен определенный вид симметричных преобразований. Симметричные преобразования на плоскости и в пространстве вращения вокруг оси, переносы, зеркальные отражения, сетки и спирали служат исходными для важнейших приемов композиции, например, методов пропорционирования, ритмичных членений, метода геометрического подобия и т. д.


По сути симметричной может быть названа всякая группа элементов, удовлетворяющих одному и тому же правилу построения. Правда, если придерживаться принятых в науке ограничений, то следует добавить: при том, что все элементы одного цвета.

Архитектоника понятия архитектурной симметрии
Архитектоника понятия архитектурной симметрии

Понятие в целом может иметь значения, характеризующие степень упорядоченности (как количественную и качественную оценку) композиции, любой архитектурной формы в терминах , равновесия, соразмерности, единства. В системе понятий архитектурной композиции симметрии принадлежит базисная роль именно по причине богатства ее значений, включающим наряду с традиционными новые аспекты.

Архитектоника понятия архитектурной симметрии
Архитектоника понятия архитектурной симметрии

Так постепенно мы постигаем архитектурную симметрию как смысловую целостность фундаментальных представлений профессии.

Традиционно в архитектуре понимается лишь как своеобразная геометрическая закономерность. С привлечением одного из основных значений общенаучного понятия симметрии: представления о симметрии как форме любой закономерности структурной, смысловой, абстрактной и т. д. — понятие архитектурной симметрии приобретает новые значения и может наряду с традиционным представлением о симметрии объекта созерцания или творчества включать представление о симметрии как особенности мышления, как свойства человека, воспринимающего или создающего симметричную форму.

Архитектоника понятия архитектурной симметрии
Архитектоника понятия архитектурной симметрии

Попытаемся в общих чертах наметить представление о симметрии в архитектуре как некую единую понятийную конструкцию. Речь идет о понятии, которое охватывает совокупность многих значений, смыслов, отношений особой схеме знания в границах существования самого понятия в профессии.

Архитектоника понятия архитектурной симметрии
Архитектоника понятия архитектурной симметрии

Профессиональное осмысление понятия симметрии заключается, на наш взгляд, в своео разном толковании специальных терминов и смыслов в категориях архитектуры. Трудность, однако, состоит именно в универсальности (по определению) симметрии: приложимости ее идей к интерпретации всякого рода закономерностей, любого порядка конкретных фактов, отвлеченных идей, сюжетных аналогий и т. п. Наблюдение закономерностей симметрии в профессиональном мышлении, традициях творчества расширяет традиционно сложившееся понимание симметрии за счет ее негеометрических толкований.

В дальнейшем изложении будут рассмотрены три аспекта -три формы «существования» симметрии в архитектуре. Первый аспект мы назвали «геометрическим». Здесь симметрия предстает объективной структурной закономерностью, присущей сооружению. Второй аспект «социокультурный». Эта негеометрическая сущность симметрии охватывает субъективные и объективные закономерности в профессиональном творчестве как инвариантные культурные смыслы, оформляющие принципы композиционного мышления. Третий аспект «инструментальный» -представляет симметрию как широко понимаемый процесс, способ упорядочения: приемы проектной графики, мыслительные , системное рассмотрение проектной задачи и т. п.

Для уяснения единства этих аспектов, думается, уместна аналогия архитектурной симметрии с языком как системой знаков, способом осуществления профессионального сознания1. При этом наглядные элементы геометрической симметрии соотносятся со словарем как «палитрой» графических и конструктивных возможностей симметрии. В «геометрическом» аспекте нашей системы понятия предполагается описание этого словаря, изобразительной функции симметрии в структуре архитектурной формы. Значением и смыслом наглядных образов симметрии ведает иная, негеометрическая сущность симметрии, которая раскрывает отношения изображения к изображаемому, т. е. соответствие зримых закономерностей структурам мыслительным. Эта символическая функция симметрии раскрывает семантику, социокультурное содержание привычных приемов построения и профессиональных «умственных привычек» композиционного мышления.

Архитектоника понятия архитектурной симметрии
Архитектоника понятия архитектурной симметрии

Символическая функция симметрии рассматривается в «социокультурном» аспекте. И, наконец, симметрия — процесс как средство осуществления профессионального сознания -орудие композиционного мышления соотносится с речью и как средство графического оформления архитектурной мысли с синтаксисом. «Речевая», разговорная функция симметрии рассматривается в «инструментальном» аспекте. Эти разноплановые слои наших представлений о симметрии имеют единую геометрическую основу в архитектурном произведении.

Условно выделенные позиции, конечно, не исчерпывают всего смыслового многообразия архитектурной симметрии, но для начала могут служить узлами общей структуры понятия как мыслительной схемы. Наша цель — построение некой системы, канвы для обобщения разрозненных представлений.