Благовещенский собор

1080

Если Успенский строился как усыпальница «митрополитов всея Руси» и место совершения важнейших государственных актов, то Благовещенский был княжеской придворной церковью, а церковь Ризположения — домовой церковью московских митрополитов.

Благовещенский собор построен псковскими мастерами вблизи великокняжеских хором, и его хоры были связаны с дворцом переходами. Четырехстолпный в плане, он выстроен на подклете. Только в середине XVI в. он был окружен крытыми арочными галереями с четырьмя приделами по углам второго яруса. Первоначально собора было трехглавым. Одновременно с пристройкой приделов добавились еще шесть глав: две на основном четверике и четыре над угловыми приделами, что значительно изменило облик сооружения (фото 34).


34. Благовещенский собор

В XV в. это был небольшой храм, перекрытый системой ступенчатых сводов, с дополнительным ярусом кокошников вокруг центральной главы. Здание отличалось стройностью наружного объема благодаря легкому трехглавию, отличному от монументального пятиглавия Успенского собора.

Иконостас собора расписан Феофаном Греком и Андреем Рублевым. Феофану Греку принадлежат три центральные иконы: «Христос», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча». Икона «Архангел Михаил» написана А. Рублевым.

Такую же стройную композицию имела небольшая церковь Ризположения (1485-1486). Ее фасады украшены пилястрами с капителями в виде полочек из трех рядов кирпича. На половине высоты стены помещены декоративные пояски, в которых фигурные балясинки сочетаются с красными изразцами. Своеобразно завершение храма, перекрытого системой пересекающихся цилиндрических сводов, на которых покоится восьмигранный в плане постамент, прорезанный световым барабаном.

В 1509 г. на Соборной площади Алевиз Новый построил Архангельский собор, служивший усыпальницей великих князей и царей до XVIII в. (фото 35, 36, 37).

35. Архангельский собор. Общий вид

36. Фасад Архангельского собора

37. Вид сверху Архангельского и Благовещенского соборов

В плановом решении собор напоминает Успенский: шестистолпный, пятиапсидный; однако столбы здесь — крестчатые и перекрытия — цилиндрические своды, а не крестовые, как в Успенском. Такой возврат к старым приемам в планировке и конструктивной схеме здания лишил Архангельский собор «светлости и пространства», характерных для Успенского собора.

Архитектурной особенностью Архангельского собора является применение в наружной отделке классических ордеров. Украшение фасадов пилястрами и антаблементом в два яруса, перспективные порталы дверей и окон, заполнение фронтонов закомар лепными «раковинами» раньше не встречалось в русском зодчестве. Это свидетельствует о том, что автор этого собора — итальянец эпохи Возрождения. Интерьеры украшены портретной галереей великих московских князей и царей.

Крупной гражданской постройкой в этот период в Кремле является Грановитая палата (1487-1491). Марко Руффо и Пьетро Солари соорудили торжественную залу аудиенций московского государя. Квадратная в плане Грановитая плата имеет необычное сводчатое перекрытие, опирающееся на наружные стены и единственный квадратный столб, поставленный в центре здания. В свое время это был самый большой зал на Руси площадью около 500 м2. Толщина стен превышает 1,5 м. Свое название Грановитая палата получила от материала — граненого руста, которым облицован ее главный фасад, обращенный к Соборной площади Кремля (фото 38).

38. Гоановитая палата. Общий вид

Пропорции здания и его элементов, декор окон, венчающий карниз, делают это здание похожим на палаццо раннего Возрождения. Здание хорошо сохранилось, за исключением формы кровли и окон. Величественный и просторный интерьер Грановитой палаты, украшенный яркой росписью, соответствовал назначению парадного зала (фото 39).

39. Интерьер Гоановитой палаты

В 1505-1508 гг. торжественный ансамбль Соборной площади Кремля завершился постройкой Ивановской колокольни, возведенной архитектором Боном Фрязином. Колокольня была первым высотным сооружением Кремля и главной наблюдательной башней кремлевской крепости. Архитектурная композиция колокольни основана на постепенном переходе от массивных объемов внизу к более легким и стройным вверху. Каждый следующий ярус уменьшается в диаметре и одновременно убывает по высоте, благодаря чему ярусная композиция башни как бы растет ввысь. Постройка 80-метрового сооружения была большим техническим достижением древнерусской архитектуры.

«Иван Великий» завершает строительство кремлевского ансамбля на рубеже XV-XVI вв. Композиционный принцип вертикальной доминанты становится типичным в русских архитектурно-градостроительных памятниках XVI-XVII вв.

Познакомившись со всеми постройками Соборной площади Кремля, следует остановить свое внимание на архитектурно-пространственной композиции площади.

Соборная площадь наиболее концентрированно выражает принципы древнерусской градостроительной культуры. Ее отличают удивительная непосредственность и естественность художественного выражения, достигаемые свободным живописным расположением построек. В объемно-пространственной композиции нет зданий, занимающих фронтально-осевые, центрические положения, ведущие к симметрии.

Угловую позицию занимает Успенский собор — главная доминанта. Он выходит на площадь юго-восточным углом и дает направление развитию пространства, выявляя динамичные ракурсы и трехмерность объемов. Все составляющие ансамбля воспринимаются в движении и гармонической связи.

Несмотря на разновременность формирования и несхожесть построек здесь царит эстетическое единство, так необходимое в ансамбле. Возможно, поэтому на протяжении многих веков Московский Кремль заслуженно остается общепризнанным архитектурно-градостроительным памятником мирового значения.