Большой Ораниенбаумский дворец
Home Архитектура Большой Ораниенбаумский дворец

Большой Ораниенбаумский дворец

by Architect

В 1714 г. произошла закладка дворца по проекту архитектора Готфрида Шеделя. Прорыли канал для улучшения подхода к морю и на плоской равнине разбили парк с газонами и померанцевыми деревьями в кадках. От этих цитрусовых деревьев вся усадьба и получила свое название «Ораниенбаум».

Первые 13 лет после закладки дворца были для Ораниенбаума годами большого строительства и шумной придворной жизни. Вначале и Петр I часто приезжал в новый дворец и участвовал в охоте в нетронутых лесных массивах. 1727 г. стал роковым в судьбе Меншикова: ссылка, после чего начался период упадка Ораниенбаума.

Большой Ораниенбаумский дворец расположен плавно изогнутой дугой по краю террасы. Центр здания выделен двухэтажным корпусом. Концы дуги завершаются высокими восьмигранными павильонами, соединяющимися с центральным корпусом одноэтажными флигелями спокойных членений. В одном из павильонов располагалась церковь, в другом — Японский зал.

Большой Ораниенбаумский дворец

Большой Ораниенбаумский дворец

К павильонам примыкают с юга почти под прямым углом две длинные одноэтажные галереи с колоннами, в которых жила дворня. Эти галереи вместе с южным фасадом дворца образуют парадный двор. Игорь Грабарь писал, что «Ораниенбаумский дворец свидетельствует о таком широком архитектурном размахе, какого не было в Петербурге до Леблона». Если дворец Меншикова «был самым пышным в городе», то самым парадным изо всех тогдашних загородных дворцов был его «увеселительный дом» в Ораниенбауме. Центральный корпус Ораниенбаумского дворца, сравнительно хорошо сохранившийся, донес до наших дней формы «петровских примитивов» с сочностью их рисунка, цветистостью раскраски, продолживших радостные традиции московских «каменных мастеров». Петровские зодчие еще робко накапливают то богатство архитектурных форм, которыми потом так ярко будут блистать Василий Мелентьев, Савва Чевакинский и великий Варфоломей Растрелли.

Петровский дворец был начат И. Г. Шеделем, завершен В. Растрелли и как образец творчества этих двух мастеров дошел до нас без переделок. В архитектуре Большого дворца в Ораниенбауме пет наслоений — есть продолжение одной идеи и претворение в более совершенных формах замыслов предшествующих мастеров. Это ценнейший памятник архитектуры эпохи становления русского барокко.

Одним из поздних загородных дворцов петровского времени был дворец в Стрельне. В нем уже анфиладное расположение залов, получившее затем развитие в дворцовых композициях Растрелли. Дворец спроектировал архитектор Н. Микетти, достраивал его архитектор Т. Н. Усов. Зеркальная гладь, орнаментальный узор цветников и подстриженные деревья создали характерный парковый пейзаж того времени.

Из крупных общественных сооружений петровской эпохи сохранились здания Кунсткамеры и двенадцати коллегий, расположенные на Васильевском острове на набережной Невы.

Постройка Кунсткамеры началась в 1718 г. по проекту архитектора Г. И. Маттарнови, продолжал работы Г. Киавери, а завершил их в 1734 г. М. Г. Земцов. Фасад здания, вытянутый вдоль набережной, разделен на три части. В центре — ступенчатая восьмигранная башня, завершенная сферой, а по ее сторонам — одинаковые прямоугольные корпуса. Белые лопатки, филенки, наличники оживляют их стены, но не снижают общего впечатления сдержанности и строгости. Приковывает внимание башня своей яркостью и живописностью. Сложны и причудливы контуры яруса, поднимающегося над основным объемом здания. Еще выше ярус в виде правильного восьмигранника с полукруглыми окнами без наличников. Наконец, над балюстрадой этого яруса поднимается восьмигранная вышка с куполом, венчающим всю композицию. Здание Кунсткамеры во многом напоминает живописные московские постройки XVII в. (фото 77).

77. Здание Кунсткамеры

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение