Царицынский ансамбль

1193
Царицынский ансамбль
Царицынский ансамбль

Царицынский ансамбль является характерным примером национально-романтических исканий, получивших распространение в русской архитектуре второй половины XVIII в. наряду с ведущим классическим направлением. И в этом стиле достойно проявился талант Баженова.

Построенный им Пашкова в Москве (1784-1786) — тип дворца-усадьбы. Поставлен на высоком холме напротив Боровицких ворот. Трехэтажный главный корпус увенчан бельведером, двухэтажные флигели соединены галереями с главным корпусом, где располагались залы. Особенно парадно решен центральный корпус, вход подчеркнут портиком коринфского ордера. Портики флигелей с колоннами и пилястрами ионического ордера перекрыты классическими фронтонами. В этом ансамбле качества живописности и динамичности древнерусского зодчества органически сочетаются с принципами ясности и уравновешенности классической архитектуры. В. И. подходил к отдельному зданию как к части городского ансамбля, который и сейчас украшает центр Москвы.


101. Дом Пашкова в Москве

Михайловский (Инженерный) замок в Петербурге Павел I заказал В. И. Баженову. Главным требованием было создать защищенный со всех сторон водой замок-крепость.

Царицынский ансамбль
Царицынский ансамбль

Проект утвержден в 1796 г., построен в 1797-1800 гг. архитектором Бренной. В плане замок-квадрат с центральным внутренним восьмигранным двором. Здание изолировано реками: Мойкой, Фонтанкой и прорытыми каналами. Все фасады — разные. Центральная часть южного фасада выделена портиком из четырех сдвоенных ионических колонн из красного мрамора, с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком. Северный фасад обращен к Летнему саду и разработан как парковый. В центре — широкая лестница, ведущая в лоджию входа с колоннадой тосканского ордера. Главный фасад ориентирован на площадь с монументом Петра I, к которому ведет аллея с симметрично поставленными флигелями.

Матвей Федорович (1738-1812) родился в Москве. В 13 лет поступил в школу Ухтомского, где понял необходимость синтеза основ классики с творческим освоением традиций древнерусского зодчества. Большое значение в его становлении имела совместная работа с В. И. Баженовым. В 70-х гг. М. Ф. — сложившийся . Он построил много зданий в Москве.