Десятинная церковь

1

сооружалась в героическую пору истории нашей Родины. Вчерашние язычники, создав «трудом и хоробством» величайшее государство, совершают далекие походы на Волгу, против хозар и болгар, на Кавказ и Византию, против косогов и ляхов. Дружины киевских князей видели и приволжские степи и дубравы Вислы, снежные вершины Кавказа и холодные волны Балтики, скалистые берега Крыма и стены Херсонеса, врата Царьграда и вершины Балчан.


Свершение великих исторических дел, сознание важности выполненной миссии наполняло сердца их патриотической гордостью и было увековечено в монументальных формах искусства. Строительство громадного, невиданного доселе на берегах Днепра храма — Десятинной церкви — явилось наглядным олицетворением силы и мощи молодого растущего государства.

Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что это был большой крестово-купольный храм, разделенный тремя парами столбов на три нефа, каждый из которых заканчивался полукруглой апсидой. С трех сторон, кроме восточной, было окружено двухэтажной обстройкой. Венчали храм пять куполов. (Известие «Списка русских городов дальних и ближних» о том, что он имел двадцать пять верхов, не соответствует действительности, 25 куполов Софийского собора ошибочно приписывали Десятинной церкви.)

Наличие вокруг основного трехнефного объема двухэтажных помещений было вызвано тем, что, как теперь установлено, храм был «кафоликани иклисиа» — митрополичьим. Следовательно, в нем должны были быть покои митрополита, помещения для казны, библиотека, скрипторий и школа для той «нарочитой чади» — боярских детей, которых Владимир велел отдавать в «ученье книжное».

Интерьер Десятинной церкви

Интерьер Десятинной церкви имел очень богатое убранство: стены покрыты мозаикой и фресками, полы украшены мозаикой из разноцветного мрамора необыкновенной красоты. О художественном стиле ее фресок яркое представление дают найденные фрагменты, на одном из которых написано лицо неизвестного молодого святого. Оно поражает силой экспрессии и высочайшим мастерством исполнения. Широко раскрытые черные глаза устремлены на зрителя, они производят гипнотизирующее воздействие. Высокая одухотворенность, моральное величие и сила характера вот главные черты, воплощенные древним мастером во фресках храма.

Они свидетельствуют об изменениях в эстетических воззрениях людей того времени. Если раньше древнеславянское искусство вращалось в плоскости декоративных мотивов и довольствовалось самым приблизительным изображением антропоморфных фигур, то теперь расширяются его горизонты, а человек, правда, еще в религиозных атрибутах, становится его главным объектом. Хоть и не в обнаженной форме, но оно несло в себе жизненную правду, отображало реальную суть эстетического отношения человека к окружающему миру. Значение фресок Десятинной церкви заключается в том, что впервые в Древней Руси были открыты двери в сложный и глубокий мир человека.

Важно подчеркнуть, что для возведения и украшения Десятинной церкви нужно было здесь же на месте организовать производство строительных и отделочных материалов, создать артели различных строительных и художественных профессий. Без привлечения местных сил выполнить огромный объем работы было невозможно. Проекты такого характера и размаха непременно кладут начало развитию автохтонного художественного творчества, являясь хорошей школой для местных строителей и художников. Зарождение киевской школы искусства следует отнести к этому времени. Свидетельство тому — стиль живописи Десятинной церкви, который оказал огромное воздействие на искусство всего XI и частично ХII века.