Дизайнерские компоненты

505

Именно это делает искусство композиции — превращения натуральных чувственных связей между слагаемыми среды в акт ее художественного освоения — главным инструментом ремесла средоформирования, из-за него «архитектурные секреты» проектной деятельности (чувство размера, ритма, пропорций, пластической выразительности формы) становятся одновременно и «дизайнерскими». Другими словами, композиционная платформа архитектурного формирования городской среды сохраняет свою действенность и если зафиксированный прошлым арсенал средств средового проектирования не только пополняется, но и вытесняется новыми носителями образного начала. Прежде всего — дизайнерскими, которые обрабатываются художниками среды с помощью вполне ортодоксальных архитектурных технологий, но — с учетом тех реальных процессов, которые определяют формы среды последних десятилетий.


Дело в том, что этот район Парижа активно обслуживается общественным транспортом, значительно более эффективным, чем личный, и в т.ч. — развитой сетью метро, одного из «дизайнерских» средств обеспечения жизнедеятельности этой гигантской линейной системы.

Обзор видов дизайнерской компоненты современного города свидетельствует: подготовка специалистов по формированию архитектурной среды требует включения в учебный процесс ряда предметов и дисциплин, «непрофильных» для архитектора. Среди них:

• «основы дизайна», разъясняющие цели, принципы и средства «классического» и современного дизайнерского проектирования;

• «эргономика», трактующая объективные особенности приложения знаний о человеке и его деятельности к проектированию окружающих его вещей и предметов;

• «графический дизайн», описывающий секреты формирования выразительных решений в сфере информатики, визуальных коммуникаций, рекламы и т.д.;

• «ландшафтный дизайн», показывающий принципы использования элементов «живой природы» в качестве слагаемых архитектурно-дизайнерской композиции;

• «сценография», позволяющая понять варианты эффективной в художественном отношении организации разного рода бытовых и средовых процессов, необходимые для целенаправленного проектирования нужного функционального и декоративного оснащения.

Иначе говоря, обучение архитектора-дизайнера сегодня недостаточно эффективно без внесения в учебный план направления 270300 «Архитектура» блока предметов, резко расширяющих традиционную для зодчих базу знаний (архитектурные и инженерные конструкции, архитектурная физика и др.) о предмете их творчества.

Целостность конечного средового решения отнюдь не означает единообразия параметров его слагаемых. Например, у них резко расходятся сроки физической и моральной амортизации, что позволяет проектировщику варьировать как прагматические, так и художественные результаты своих решений в соответствии с конкретными задачами проектирования.