Некрополь Донского монастыря
Home Архитектура Некрополь Донского монастыря

Некрополь Донского монастыря

by Architect

Уже в XIX веке этот некрополь становится одним из самых интересных во всех отношениях. Здесь похоронены крупнейшие вельможи бывшие генерал-аншефы, министры, генерал-губернаторы, разбогатевшие купцы и промышленники, поэты и писатели (начиная с Сумарокова), их родные, друзья, прототипы их героев, декабристы и люди, близкие к декабризму, крупные военачальники и герои 1812 года, философы, историки и просветители. Мемориальная сторона Донского могла бы составить целую книгу, но мы этой стороны вовсе не коснемся, а будем говорить только о значении некрополя Донского в истории русского искусства.

Некрополь Донского монастыря

Некрополь Донского монастыря

В одной из эпитафий Донского монастыря (грека Хаджи Коста) речь идет как бы от лица надгробия: «Я поставлен в знак памяти. Прими меня с благосклонностью. Я в молчаньи говорю и всем возвещаю откуда ты, сколько и как жил на земле…»

Некрополь Донского монастыря

Некрополь Донского монастыря

Однако такими благородными целями надгробие обычно не ограничивается. В эпитафиях не забывают упомянуть не только то, что умершая была «кавалерственная дама» (то есть имела женский орден св. Екатерины), но и чины и ордена ее мужа и отца. Есть надгробия в этом смысле почти анекдотические. Например, эпитафия М. Римской-Корсаковой (умерла в 1796 году), которая кончается: «а знаменитая сего Донского монастыря вкладчица три тысячи рублей». Или надгробие Измайлова, где в самых хвастливых выражениях изложена вся его биография, включая награжденье орденом Андрея Первозванного с бриллиантом и увольнением «от всех дел с полным по чину жалованьем». Таким образом, надгробие должно было поддерживать, так сказать, загробную иерархию и напоминать о былых чинах владельца. Но было бы несправедливо думать, что только такие мысли пробуждает некрополь Донского. Много и совсем других эпитафий, полных неподдельного гоя или грусти, надежд на встречу «в небесах» и т. д. Для некрополя Донского характерна как раз благородная скромность, понимание того, что уместно, а что неуместно в таком месте.

Конечно, эти надгробия имели к оригиналу отношение не большее, чем державинская Фелица к реальной Екатерине II. Но ода Державина от этого не делается ниже, напротив, по сравнению с «земными богами» только ярче вырисовывается идеал справедливого и мудрого правителя.

Подобно этому и русские надгробия (как, впрочем, и поэтические надгробия Державина), их «гении», музы и символы обращаются к миру идеальной скорби, гражданственности и человечности. Только портреты в них абсолютно реалистичны (в этом сказался, вероятно, традиционный и часто бескомпромиссный реализм русской портретной живописи и скульптуры).

Чисто портретных надгробий в некрополе Донского всего два — это надгробие В. А. Небольсина (ум. в 1803 г.) в начале ближайшей к южной стене дорожки: бюст Небольсина на высоком пьедестале, к которому обращена не абстрактная плакальщица, а лицо, изображенное с полным, по-видимому, портретным сходством — жена Небольсина, и портрет Д. М. Львова — очень хороший бюст из чугуна.

Некрополь Донского монастыря

Некрополь Донского монастыря

В некрополе Донского (как, впрочем, и во всех некрополях этого времени — конца XVIII — начала XIX в.) характерно почти полное отсутствие религиозно-христианской символики. Странное смещение произошло в это время в умах: античная мифология стала понятней, чем религия пращуров…

В надгробии Е. И. Барышниковой изображен старец с косой — Хронос (невольно ассоциирующийся со смертью). Кресты, например, «как таковые» в конце XVIII века встречаются только в двух уникальных масонских памятниках — Карачинскому и Баскаковым. Они очень своеобразны; это дерево с обрубленными ветвями. Еще в двух случаях кресты так замаскированы, что их не сразу разглядишь например, в монументе Юрьева он увенчан вазой, а в крест стилизован под пирамиду.

Крест как символ веры еще встречается в скульптурных памятниках М. М. Голицыну, Барышникову и Алексееву, но неизмеримо чаще попадаются урны, похожие на вазу, ангелы, неотличимые от амуров, и плакальщицы, похожие на муз. Гербы на монументах этого благочестивого времени бросаются в глаза, а церковные символы почти неприметны. Это обстоятельство в конце XIX века казалось русской православной церкви кощунством и в Александро-Невской лавре два монумента (Нарышкину и прославленный гордеевский памятник А. Н. Голицыну) были замурованы в своих нишах и поверх были нарисованы иконы.

Некрополь Донского монастыря

Некрополь Донского монастыря

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение