Фасады трапезной

0

Царский, или Мариинский дворец (ул. Кирова, 5) построен по образцу царского дворца в Перове под Москвой, сооруженного по проекту Ф.-Б. Растрелли. Работами по его строительству руководили архитекторы сначала А. В. Квасов, а позже П. И. Неелов. Законченный в 1755 году дворец имел первый этаж каменный, а второй — деревянный. В 1819 году он сгорел и лишь в 1870 году был восстановлен по проекту архитектора К. Маевского и в таком виде дошел до наших дней. Нужно отдать должное Маевскому: он хорошо справился с трудной задачей воссоздания утраченного второго этажа, сумев сохранить особенности творческого почерка знаменитого Растрелли.


Дворец, П-образный в плане, с ризалитами и боковыми одноэтажными флигелями и небольшим внутренним двором, занимает ровное плато почти на краю обрыва. Со стороны двора к нему примыкает обширный старинный парк. Белые стройные колонны, белые наличники окон, тяги и карнизы эффектно выделяются на бирюзовом фоне стен его фасадов. В отличие от холодной парадности дворцов того времени киевский царский дворец своим внешним видом и решением интерьеров поражает интимностью и уютом.
Урочище Клов известно из летописей и из ((Печерского Патерика». Здесь игумен Печерского монастыря Стефан после отстранения его от игуменства и изгнания из монастыря при помощи «мнози от бояр. . . состави соби монастырь на Клови и церков възгради в имя святыя Богородицы, и нарек имя ей, по образу сущаго в Константини гради, иже Влахерни». В 1974-1975 годах археологам удалось обнаружить на территории усадьбы школы № 77 по улице К. Либкнехта следы храма, вероятно, разрушенного во время татаро-монгольского нашествия. По небольшим остаткам фундаментов или рвов от них исследователи воссоздали план огромного здания (32X39 м) уникальной в древнерусской архитектуре планово-пространственной структуры.