Home Архитектура Фрагменты древних фресок Софии Киевской

Фрагменты древних фресок Софии Киевской

by Architect

Переступив порог св. Софии, зритель сразу попадает во власть интерьера. При входе он прежде всего видит арочные просветы внешних, а затем полутемных внутренних галерей. За вереницами многочисленных внутренних столбов пространство храма утопает в полумраке, но когда зритель входит в центральный неф, его поражает залитое ярким светом центральное подкупольное пространство, украшенное многоцветными мозаиками и фресками.

Контраст между светом и тенью в интерьере собора подчеркивается наличием хор. Крестчатые столбы, поддерживающие своды под ними, создают анфиладу сумрачных ячеек, идущих в продольном и поперечном направлениях. Квадратные в плане ячейки перекрыты купольными сводами, а доли главных продольных и поперечных нефов — полуциркульными. Таким образом, пространство собора здесь как бы зажато между массивными столбами, лишено яркого света и тонет в полумраке. Помещения на хорах, наоборот, светлы и просторны. Это достигается тем, что здесь четыре подкупольных пространства справа и четыре таких же слева от центрального нефа объединены в один зал с помощью остроумной конструкции, при которой подпружные арки четырех смежных куполов опираются на один пучковый столб, стоящий в центре. В этих помещениях, вероятно, происходили церемонии посажения князей на стол, приемы послов и другие важнейшие события.

Хоры предназначались для князя, его семьи и придворной аристократии; под ними внизу во время богослужения находился простой народ, их подданные. Таким образом, хоры ясно подчеркивали и символизировали противоположность общественного положения феодалов и народных масс.

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение