Успенский собор г. Владимир
Home Градостроительство Градостроительные композиции

Градостроительные композиции

by Architect

Освящение градостроительных структур X -XVII вв. в христианских странах принимало различные смыслы. Были распространены крестообразные в плане композиции, формируемые расположенными на обширной территории культовыми и другими монументальными зданиями. Эта закономерность корреспондируется с общественным сознанием средневековья: «… в своем смысловом аспекте город соотнесен для средневекового человека с храмом; город — это как бы просторный храм, храм как бы средоточие города…». Символические крестоподобные построения приобретали разное формальное выражение.

В Киеве X —XI вв. каждая из ветвей и центр умозрительного креста образовывались зонами концентрации значительного числа церквей, а воротные башни укреплений также размещались крестоподобно. Во Владимире XII в., Тырново XIII-XIV вв. две взаимно перпендикулярные пространственные оси фиксировались соответственно двумя парами сооружений-доминант, центр креста тоже закреплялся зданием.

Признанная сакральность приема подтверждается организацией крестообразной схемы не только материальными объектами, воспринимаемыми конкретно-чувственно, но и характером расселения в плане города определенных социальных групп. В Москве XVII в. слободы стрельцов и пушкарей образовали четыре жилых зоны русского войска, которые вместе с районом поселения воинской аристократии в центральной части создали подобие равноконечного креста. Помимо требований обороны такое расселение связано с древнерусскими представлениями «о воинском служении, неразрывной связи земного войска с войском небесным, составляющих вместе Церковь Воинствующую».

В градостроительных композициях наблюдалось также символическое воплощение структуры православного храма. В Пскове XIV —XV вв. овальная площадь для проведения вече фланкировались Троицким собором, а с противоположной стороны — оборонительной стеной (Персями), посередине которой возвышалось звонничное сооружение этого собора. Сам собор ассоциировался с алтарной частью символического храма под открытым небом, колокольня на Персях со звонницей над порталом такого храма, а вече между ними — с трапезной, служившей для братчинных сходов, духовных бесед и общинных молебнов.

В Москве XVI -XVII вв. символический храм образовывала система: колокольня Ивана Великого и собор Рождества Христова с приделом Воскресения (построены во образ храма Гроба Господня в Иерусалиме) — звонница и притвор; Спасская проезжая башня Кремля Царские врата иконостаса; Троицкий собор (по другим источникам — Покровский собор) с Лобным местом перед ним, означавшим амвон — алтарь пространственного храма. Также храм под открытым небом, но меньшего масштаба формировался ансамблем кремлевской Соборной площади.

Приведенные примеры раскрывают общий подход теологического анализа градостроительных объектов. Методика такого анализа в настоящей работе основана на гипотетическом установлении подобия черт градостроительных структур христианским символам и нацелена на выявление закономерностей:

  • формирование отдельных свойств городов во образ почитаемых христианских столиц — Палестинского Иерусалима и Константинополя;
  • уподобление градостроительных композиций Иерусалиму Небесному;
  • традиция использования числовой символики, воплощаемой в объемно-пространственных формах.

Сравнительный анализ.

Системное сопоставление градостроительства Беларуси и других регионов, установление истоков и направлений культурного влияния, характера взаимозависимостей не входит в задачи монографии. Выборочное применение в работе сравнительного анализа имеет целью рассмотрение и оценку некоторых явлений искусства строительства белорусских поселений в контексте мирового градостроительного мышления. Метод заключается в сопоставлении однородных свойств, фиксации закономерностей, общих для Беларуси и других европейских стран, выявлении на этой основе отдельных своеобразных качеств белорусского градостроительства.

Успенский собор г. Владимир

Успенский собор г. Владимир

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение