Грандиозность масштабов

749

Планировочный масштаб композиции определялся километровым протяжением всей системы объединенных площадей. В истории архитектуры имелись подобные примеры, когда системы площадей создавали последовательную смену грандиозных архитектурных панорам, например форумы Рима, Кремлевского дворца Баженова и т. д. Но в данном случае не только должно было ограничивать собой , но определить строй огромного ансамбля.


Грандиозность масштабов поставленной задачи требовала новых архитектурных средств, и Захаров, обращаясь к испытанным приемам русских зодчих конца XVIII в., творчески развивал их применительно к новой цели. В основу всего здания в целом и его составных частей Захаров положил схему объемной трехосевой композиции типа общественного сооружения, разработанного в русской архитектуре предшествовавших лет. Композиция фасадов, построенная на сложном ритмическом чередовании ряда простых и четких объемов, новый характер обработки больших гладких поверхностей стен скульптурными и декоративными вставками, включение в архитектурный комплекс свободно стоящей скульптуры — все это стало новыми особенностями монументального общественного здания, завершившего собой процесс формирования этого типа сооружений в архитектуре русского классицизма.

Скульптура здания, связанная по своей тематике с историей флота, раскрывала основную идею художественного образа Адмиралтейства. Высокий рельеф и ясность композиции скульптуры, четкость контуров изображенных предметов на фоне гладкой стены воспринимаются так, что зрительно не раздробляют ее поверхности. Этот принцип будет общепринятым в архитектуре на новом этапе его развития после Отечественной войны 1812 г.

Традиционная в архитектуре русского классицизма двухцветность, сочетание желтого тона стен с белыми колоннами и различными архитектурными и скульптурными деталями способствует выявлению архитектурной композиции здания и подчеркивает спокойную гладь стены. В обработке интерьеров, так же как и фасадов, широко применены ордерные членения в канонических и оригинально переработанных зодчим вариантах, а также скульптура, лепка и роспись гризайлью. Особый интерес представляет вестибюль с колоннадой коринфского ордера на рустованной аркаде и широкой парадной лестницей, украшенной статуями Афины и Геркулеса.

Адмиралтейство Захарова — крупнейшее сооружение Петербурга рубежа

XVIII—XIX вв., разрешившее проблему застройки центра столицы у Невы и наметившее его дальнейшее развитие как триединой системы центральных площадей города.

Градостроительное содержание во многом определило и особенности проекта Провиантских складов на левом берегу Невы, выполненного Захаровым в 1806— 1808 гг. Это простое и строгое, но величественное здание должно было вместе с Горным институтом Воронихина, расположенным на противоположном берегу Невы, образовать своего рода пропилеи, ведущие в столицу со стороны моря.