Итальянские мастера эпохи Возрождения

545

Итальянские мастера эпохи Возрождения славились своим искусством далеко за пределами родины и приглашались почти во все европейские страны, от Испании до Турции и от Венгрии до Скандинавии. Вполне естественно, что специальное посольство с этой целью было направлено именно в Италию.


Возведением этой башни, получившей популярное название Ивана Великого, завершается строительство архитектурного ансамбля центра Кремля на рубеже XV и XVI вв. Если в ансамбле площади господствующим было Успенского собора, то в ансамбле Кремля в целом, который можно было видеть только на некотором расстоянии, господствовала вертикаль колокольни Ивана Великого. Композиционный принцип доминирующей в ансамбле стройной вертикальной оси является одной из типичных черт древнерусского зодчества, получившей блестящее развитие в городских и, особенно, монастырских ансамблях XVI—XVII вв..

С ростом экономических возможностей торгово-ремесленного посада скромные деревянные посадские церкви постепенно начинают заменяться каменными, и в московском зодчестве появляется новый тип храма с единым не расчлененным столпами внутренним пространством, например церковь Трифона в Напрудной слободе. В небольших приходских и монастырских храмах зодчие стремятся избежать внутренних столпов, сужающих и без того тесное церковное помещение, и применяют новые системы бесстолпных перекрытий. Отойдя от традиционной в каменном зодчестве крестовокупольной системы, в новом типе бесстолпного храма московские зодчие применили оригинальную систему перекрытия крещатым сводом. Последний представляет собой систему сводчатого перекрытия, основанную на принципе работы двух пар перекрещивающихся у основания световой главы, но внешне не выявленных арок, составляющих внутренний каркас системы сводов.

Небольшие бесстолпные храмы с крещатым сводом строились вместо деревянных церквей на посадах и в слободах, в монастырях, а также в помещичьих усадьбах, как, например, в подмосковном селе Юркине. Все эти церкви имеют близкие к квадрату планы с одной апсидой, их фасады членятся пилястрами и завершены трехлопастными кривыми, обрамленными профилированными тягами и отделенными от плоскости стены нарядным поясом — карнизом. В церкви Антипия в Москве появляется небольшой придел, храм завершается пирамидальной группой кокошников, напоминающих московские храмы начала XV в.

В конце XVI в. небольшие бесстолпные церкви иногда дополняют двумя симметрично поставленными приделами, их облик приобретает более парадный, представительный характер, что особенно свойственно архитектуре конца XVI в. — времени правления Бориса Годунова. Пирамидальная композиция архитектурных объемов приобретает известную торжественность, завершаясь декоративными кокошниками вокруг центрального барабана. Таковы храмы в подмосковных усадьбах, принадлежавших Годунову — Хорошеве и Михневе, и в некоторых других подмосковных усадьбах. В Донском монастыре на месте, где было успешно отбито последнее нападение крымских татар на Москву, в 1593 г. был построен бесстолпный храм с крещатым сводом. Здание имеет два пристроенных позднее и симметрично расположенных придела по сторонам и завершается тройным поясом декоративных кокошников, придающих торжественный облик этому скромному по масштабу мемориальному сооружению.