Последние исследования позволили установить, что храм Софии Киевской, в том виде как он сохранился (пятинефное ядро с внутренней двухэтажной и внешней одноэтажной галереями и двумя лестничными башнями), был осуществлен в один строительный период, а не на протяжении длительного времени (50-75 лет) с перерывами, поэтапно, как думали ранее. Замысел собора принадлежит зодчему, разработавшему его модель и осуществившему ее в натуре. Совершенно очевидно, что храм строили и украшали мастера, принимавшие участие в строительстве Десятинной церкви. В пользу этого говорит единство архитектурно-строительных приемов, а также стиля живописи Десятинной церкви и Софии Киевской.

Изучение архитектуры здания позволило установить последовательность его строительства. В первый год стены и столбы собора (без наружных галерей с аркбутанами) возвели на высоту дубовых перевязей арок первого яруса, чем обеспечивалась устойчивость столбов и стен; на второй год — весь храм до уровня хоров и аркбутаны наружных галерей. Затем, на третий год, собор поднялся на высоту перевязей арок хоров, на четвертый были возведены своды и малые купола, а на пятый — центральный купол и четыре больших.
Год-два храм просыхал, и три-четыре года его расписывали. Таким образом, все строительство и украшение его интерьера фресками и мозаиками заняло девять-десять лет, в пределах 1017/19-1031/32 годов. Собор на момент окончания и освящения в 1031/32 году имел вид, который показан на реконструкции.

Огромные размеры здания производили на современников неизгладимое впечатление: достаточно сказать, что его ширина равнялась 55 м, а длина (без апсид) 37 м. Реконструкция собора помогает представить его первоначальный вид в реальном окружении Киева XII-XIII веков. Если мысленно снять наслоения последующих столетий, поражает прежде всего монументальность и гармоничная композиция масс. Храм воспринимается пирамидальным сооружением. Открытые галереи облегчают массы собора и связывают его с окружающей природой, сливают с ней, делают доступным и человечным. Арки-галереи как бы приглашают войти под их сень и отдохнуть. Над этими внешними галереями расположены вторые этажи внутренних галерей с карнизным завершением, над которыми виднеются низенькие куполки, не имеющие световых барабанов. Затем его объемы ступенями нарастают и заканчиваются центральным куполом на высоком барабане.
В Софийском соборе крупные архитектурные массы и мелкие членения гармонично скомпонованы. Прежде всего впечатляет ясность планово-пространственной организации храма и его архитектурное решение, которое выражается в виде группировки продольных и поперечных помещений-нефов. Ритму внутренних опорных столбов на фасадах отвечают членения пилястрами. С пирамидальной композицией многокупольного венчания удивительно хорошо гармонируют возвышающиеся холмики куполов без барабанов. По оси главных продольного и поперечного нефов вздымаются тремя уступами к центральному куполу арки закомар. Ритму большого шага пилястр фасадов отвечает более дробный ритм полуколонок барабанов куполов.

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение