Каменные часовни XVII в.

Каменные часовни XVII в. часто были квадратными в плане с восьмигранным шатром, опирающимся непосредственно на четверик, или восьмигранными, более органично связанными с шатром. Были и часовни в виде сени-навеса. Так близ Переславля-Залесского есть часовня над крестом, поставленным в память рождения царевича Федора Иоанновича — шатер на глухом восьмеричке, на четырех арках, опирающихся на кувшинообразные столбы.


Широкое распространение получили в XVII веке каменные колокольни, чаще всего восьмигранные шатровые. Одни из них стояли на четырехгранном основании и имели невысокий шатер, прорезанный рядом слуховых проемов, а другие, как колокольня московской Николо— Хамовнической церкви, имели низкий четверик, высокий восьмерик и шатер с тремя рядами слухов. Отдельно стоящие колокольни часто делались восьмигранными с самого низа, подобно изысканной по пропорциям и убранству, сосредоточенному на ярусе звона и шатре, колокольне в Коровниках в Ярославле. Лучшей надвратной колокольней считается колокольня ярославской Рождественской церкви, 1644 г., где галерея из арок на кувшинообразных столбах окружает четверик с трех сторон, а примыкающие к нему башенки с четырехгранными шатриками создают переход от низа к восьмигранному ярусу звона, увенчанному шатром. В колокольне собора в Холмогорах такой переход создается венчающими углы четверика тумбочками с шатровыми верхами. Изредка вместо шатра делался сомкнутый свод с ярусами кокошников и главой.

Были в XVII в. и квадратные в плане колокольни, вроде колокольни Сийского монастыря на Северной Двине, над восьмискатной кровлей которой все же стоял восьмерик с шатром. Колокольня московской церкви Дмитрия Солунского была даже прямоугольной в плане с таким же шатром и имела по широким сторонам по три пролета, а по узким — по два. Звонницы, идущие от московской кремлевской звонницы Петрока Малого, строились в XVII в. в некоторых городах и монастырях. В Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре такая звонница была пристроена в XVII в. к церкви-колокольне начала XVI в., причем над их стыком надстроена башенка для часов. В звоннице Борисоглебского монастыря близ Ростова часы вкомпонованы в один из пролетов звона, не нарушая целостности ее объема. Наконец, в звоннице Саввина-Сторожевского монастыря средняя часть выше боковых и наличие над каждой из них шатра делает ее похожей на три стоящих рядом колокольни и лишь часовая башенка нарушает симметрию.

В конце XVII в. перед строителями культовых зданий стояли прежние практические задачи. Тип бесстолпного храма продолжал господствовать. Дальнейшее его развитие пошло по двум основным направлениям: по пути совершенствования старозаветного храма с приделом, галереей или трапезной и по пути возрождения на новой основе центрических башнеобразных композиций. Значительно меньше возводили соборных храмов со столбами.