Кирилловская церковь

0

Кирилловская церковь, как и многие другие уцелевшие памятники искусства, не сохранила своего первоначального облика. Современный вид она получила после сооружения в конце XVII — начале XVIII века четырех боковых глав с восьмигранными барабанами, оформленными аркатурой и лепными звездообразными розетками.
Большие работы по реставрации церкви велись после пожара в 1734 году, когда Григорович-Барский сделал громадный фронтон с мягким волнообразным контуром и с сочной орнаментальной лепкой. Тогда же полуколонны и пилястры были украшены своеобразными капителями, над окнами сделаны наличники и лепные орнаменты, а куполам придана характерная для украинской архитектуры XVIII века грушевидная форма. Величественный монументальный храм, имеющий пять куполов, покрытый кружевом лепки, сверкающий белизной стен, стал ярко выделяться на фоне темной зелени, а силуэт его — господствовать над равниной и холмами Дорогожич.


Свои наслоения последующие века оставили также в интерьере. При восстановлении Кирилловской церкви были возобновлены и фрески, а часть композиций написана заново. Хорошо сохранившейся росписью XVII века является портрет игумена монастыря. В литературе он известен как портрет игумена Красовского, прозванного Чернобровцем, умершего в 1612 году; считалось, что над местом его захоронения был исполнен его портрет. Позже, видимо в XIX веке, написанные заглавные буквы в картуше дали повод считать это изображение портретом Иннокентия Монастырского, также игумена этого монастыря, умершего в конце XVII века. Вполне реалистично написано смуглое чернобровое лицо Красовского в черном клобуке. Особенно выразительны черные глаза, выдающие незаурядный ум и энергию портретируемого.
В 1860 году на коробовом своде хоров, где не было древних росписей, так как этот свод был сделан в XVII веке, М. А. Врубель, тогда еще молодой художник, написал сцену «Сошествие святого Духа», а также иконы «Богоматерь», «Св. Кирилл» и «Христос», находящиеся ныне в иконостасе храма.
Наряду с другими уцелевшими памятниками Кирилловская церковь свидетельствует о расцвете искусства и культуры Древней Руси в XII веке.