Композиционные правила

4208
Композиционные правила
Композиционные правила

Термин «композиция» (от лат — сложение, сопоставление, приведение частей в ) предполагает гармоничную связь между собой отдельных элементов, превращающую эти элементы в новое целое и символизирующую переход количества в качество. Другими словами, композицию могут составить геометрические тела, расположенные в определенном порядке, который диктуется композиционными законами и правилами.


К таким правилам относится учение о пропорциях в природе и архитектуре, понятия: , ритм, и , а также законы перспективы. Образное мышление подсказывает творческое применение этих правил на практике при создании той или иной композиции.

Композиционные правила
Композиционные правила

1. Правила симметрии, вытекающие из пластики строения человеческого тела и множества других природных форм, устанавливающие закон пропорций, частей и целого организма.

2. Правила равновесия — сочетания противоположных сторон изображения, равновеликих по массам.

Композиционные правила
Композиционные правила

3. Правила статики и динамики (покоя и движения) в пластическом решении композиции.

4. Правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм, движения и покоя, контрастного и приглушенного, света и тени.

5. Правила перспективы применительно к различным композиционным решениям.

Композиционные правила
Композиционные правила

6. Золотое сечение и ордер как закономерные членения в архитектуре.

7. Масштаб как мера уменьшения или увеличения по отношению к натуральной величине…

Композиционные правила
Композиционные правила

8. Стилевое единство в ансамбле в сочетании нескольких видов искусства.

9. Вертикали и горизонтали как постоянные оси по отношению ко всем другим направлениям.

Каждое из этих правил может быть рассмотрено очень подробно. В эпоху Ренессанса почти каждому из правил воспроизведения натуры на плоскости посвящались отдельные трактаты. Такая степень подробности для того, кто только учится рисовать, не обязательна. Далее приведены некоторые выдержки, более подробно раскрывающие те законы, которые наиболее актуальны для начинающего рисовальщика.

«Закон симметрии мы постоянно наблюдаем в природе. Симметрично построена фигура человека. По закону симметрии созданы многие архитектурные сооружения, декор. Одинаковость сторон изображения дает понятие равновесия, что можно наблюдать не только в архитектуре, но и во многих произведениях живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. В композиции, построенной по принципу симметрии, центр может иметь известный акцент — более крупное изображение.

Чувство равновесия в композиции определяется вертикальной осью, которая делит изображение пополам. Из этого приема вытекает еще одно понятие — статика, чувство зрительной уравновешенности несмотря на сложно-выразительную жестикуляцию отдельных персонажей. Точка схода в подобных случаях всегда будет посередине изобразительной плоскости.

Нарушение равновесия (например, когда точка схода переносится в край или когда одна сторона более насыщена по массам, чем другая, или когда, наконец, композиция строится по диагонали) рождает начало динамики в изображении.

Правила ритма
Правила ритма

Правила ритма можно проследить и в композициях произведений изобразительного искусства, и в мире природы. Ритм мы видим в самых различных природных формообразованиях — в расположении лепестков цветка, в движении волн и т. д. Простое повторение одинаковых движений человека дает ощущение ритма. Ритмичные движения легко уловить в трудовых процессах, в танце. Ритм лежит в основе композиции художественных произведений — начиная от простейшего орнамента на бытовых вещах и кончая грандиозными фризами. В рисунке ритм может быть передан линией, светотеневыми повторениями.

Перспективные правила в изобразительном искусстве, в частности, в рисунке, имеют первостепенное значение. Построенная на законах математики и оптики, , как наука в руках опытного художника, дает возможность правильно строить на плоскости и соразмерять между собой предметы…».

Первые композиции рисовальщики действительно выстраивают, руководствуясь этими правилами, скрупулезно и тщательно следуя законам и выверяя по ним свою работу. В дальнейшем эти отдельные правила и законы сольются, объединятся в вашем подсознании в единое ощущение гармонии, которому вы будете следовать в своем творчестве и которое уже невозможно проверить алгеброй, потому что это ощущение есть большее, чем просто совокупность правил и законов.