В Британии возникает тенденция ретроспективного взгляда на стиль Тюдоров как исторический и способствующий восстановлению баланса. Стиль начал развиваться в нестабильном политическом мире уходящего в прошлое XVIII века и зарождающегося XIX. Под влиянием событий французской революции многие британские землевладельцы, боясь распространения беспорядков, прибегают к внезапной и поспешной застройке, предназначенной для рабочих.

Так, Ротшильды с 1833 года выстраивают в Тринг-Парке, Ментморе, Уинге и Уингрейве (графство Бакингхемшир) несколько деревень для рабочих. Все дома в деревнях выполнены с применением белой штукатурки, черных балок, с высокими елизаветинскими дымоходами — так называемый ротшильдовский тюдор. Свойственная стилю Тюдоров деталировка стала условным обозначением аграрного прошлого страны, когда сквайр был олицетворением патриархальной благожелательности, а индустриализация еще не наступила — времен «доброй старой Англии».

(О том, что Тюдоры были из Уэльса, как-то умалчивалось. Возможно, уэльский вариант рассматривался как более «английский», чем предыдущие правящих монархов французского происхождения или голландского и немецкого, что следовали за ними.)

Подтекст стиля был совершенно очевиден для современников. Им является олицетворение мифологизированного прошлого, в котором все были довольны и счастливы. В конце века этот стиль начинают широко использовать крупные промышленники.

Порт Санлайт, неподалеку от Ливерпуля, был построен в 1888 году в стиле Тюдоров для рабочих фабрики «Санлайт»; близ Бирмингема коттеджи в стиле Тюдоров были выстроены для рабочих Кадбери (Борнвилл) в 1893 году.

Этот же стиль стали часто применять для частной застройки. Многие нувориши заказывали загородные дома в стиле Тюдоров для того, чтобы создавалось впечатление, будто они сами жили всегда, а их дома всегда существовали в этих местах.

Часть помещиков сносила свои старые дома, чтобы на их месте построить, как это ни парадоксально, строения, выглядевшие гораздо старше снесенных. В графстве Кент одним удачливым чулочным фабрикантом было возведено новое поместье в стиле Тюдоров на месте, где прежде стоял дом геор- гианской постройки. Поместье, соответственно, было окружено черно-балочными домами для рабочих его фабрики.

Несмотря на чрезвычайно широкое распространение стиля, которое стало причиной мгновенного узнавания его составляющих, стиль Тюдоров XIX века и современный очень сильно отличаются от того, как стиль выглядел в период рождения.

Черные балки и белая штукатурка, которые вот уже полтора века считаются неотъемлемой частью тюдорианских зданий, на самом деле явились изобретением XIX века. В XVI веке балки практически повсеместно старательно прятали под слоем штукатурки, которую затем окрашивали, в общем-то никогда не оставляя белой. В тех редких случаях, когда балки оставляли обнаженными, их никогда не красили. Под действием непогоды дерево со временем высветлялось до серебристо-белого цвета, становясь всего на несколько тонов темнее окружавшей его белой штукатурки.

В XIX веке, когда черно-белая модель стала знаком того, что назвали стилем Тюдоров, балки уцелевших построек XVI века, соответственно, покрасили в темный цвет, для того чтобы, как подразумевалось, привести их к подлинному стилю. Это можно увидеть на примере тех, очень немногих, построек XVI века, которые сохранились в Лондоне.

Считается, что стиль Тюдоров — это исторический эталон, избранный представителями высшего общества для сельской застройки. Но наряду с ним существовали другие исторические стили, которые также сыграли выдающуюся роль в изменении внешнего оформления жилья.

Коттеджный стиль — широкое и общее название для явления, которое основано на романтическом любовании колоритностью вида. Романтизм приписывал домашнему быту пасторальную простоту, нашедшую свое выражение в уходе от мира, промышленного, коммерческого, городского. В архитектуре эта идея проявилась в новых домах для среднего класса — коттеджах.

Эти строения совсем не походили на крошечные однокомнатные лачуги с земляными полами, которые предназначались для рабочего класса. Дома приобрели нарядность, стилизованную простоту загородного жилища, с привнесенными в него современными удобствами, расширенным пространством, отвечающим требованиям, выдвигаемым семьей среднего класса в XIX веке.

Фасады таких домов отличались подчеркнутой неправильностью и асимметричностью формы, что сразу выделяло из построек классического стиля с его любовью к порядку и равновесию. Как в случае со стилем Тюдоров, который стал узнаваем в основном благодаря черно-белым фасадам, так и идея коттеджа выражалась через определенный набор стилистических украшений, а не через общую конструкцию здания.

Новый коттеджный стиль зачастую допускал, чтобы постройка была наполовину деревянной, с обнаженными деревянными балками и внутренними помещениями, обшитыми панелями, с современными оконными рамами, которые были разделены на малые сегменты «под старину». В личных пространствах дома — спальнях и кабинетах — высокие потолки уступили место более низким для того, чтобы усилить чувство обособленности. Слова, указывающие на небольшие размеры, часто употребляются для описания коттеджа: простой, удобный, уютный.

Стиль времен королевы Анны, который появляется в больших и малых городах одновременно со стилем Тюдоров, и по сей день настолько привычен и распространен, что едва ли распознается как какой-то отдельный британский стиль.

На первый взгляд он не имеет ничего общего с коттеджным стилем, но импульс у них один. Он отсылает к возврату и ассимиляции различных романтических живописных и асимметричных деталей с необычными и причудливыми элементами — нависающими карнизами, верандами, декоративной плиткой, окнами необычной формы — фонарями и эркерами в особенности. Неровная поверхность кладки из красного кирпича призвана служить для того, чтобы создавалось впечатление индивидуальности.

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение