Крестовоздвиженская церковь в Иркутске

План основного храма традиционен: небольшой четверик с трехгранной алтарной пристройкой имеет с западной стороны трапезную с двумя приделами и крупную многоярусную колокольню, подобно храмам XVII в. Традиционная плановая схема не помешала безвестному, но талантливому зодчему создать оригинальную композицию сооружения. Сильно развитый в высоту двухсветный четверик перекрыт вытянутым восьмигранным сомкнутым сводом, в который врезается второй, меньший восьмерик, перекрытый таким же сводом, завершенным третьим восьмериком. В низкой, но обширной трапезной части храма — четыре внутренних столба, над которыми возведены две симметрично расположенные башни приделов, придающие большую живописность всему сооружению.


Исключительно богато убранство фасадов Крестовоздвиженской церкви. Карнизы, оконные и дверные наличники, горизонтальные членения выполнены из фасонного кирпича в виде чрезвычайно измельченных профилей и тяг с множеством изгибов, раскреповок, создающих разнообразные светотеневые эффекты.

Русская архитектура с начала XVIII в. вступает в новый этап своего развития. Изменения в архитектуре были вызваны глубокими преобразованиями в экономической, общественной и культурной жизни страны.

Критерием ценности архитектуры, приобретавшей важное общегосударственное значение, становится ее целесообразность и практическая оправданность с точки зрения интересов государства. Этим определялось резкое увеличение объема утилитар-‘ ного строительства при одновременной утрате монументальным культовым зодчеством своего ведущего положения. На первое место выдвигается градостроительство, строительство производственных и общественных сооружений, жилых домов.

Более четко особенности архитектуры начала XVIII в. проявились в сооружениях передовой петербургской школы: это ясность и логичность построения, простые и строгие формы с пластически насыщенными, но немногочисленными барочными деталями, широкое использование заново осмысленного классического ордера, который стал основой композиции сооружения.