Круглый храм

Одним из наиболее ранних известных нам вариантов типа «круглого» храма является высокий восьмиугольный увенчанный шатром сруб, к которому с запада и востока примыкали низкие квадратные прирубы притвора и алтаря с крышей, имеющей форму заостренной бочки. К этому типу относится ряд деревянных церквей Архангельской области, как, например, в Ледском погосте, в селе Лявля и в Выйском погосте. Они отличаются друг от друга различными пропорциями основного восьмерика сруба и шатра, создающими приземистый внешний облик церкви в Лявле и более стройный силуэт церкви Выйского погоста.


Никольская церковь в с. Панилове может быть отнесена к классическим сооружениям этого типа. Она обладала рядом пропорциональных закономерностей: высота ее восьмерика относилась к его ширине как диагональ квадрата к его стороне, а высота шатра равнялась высоте восьмерика или диагонали квадрата, в который может быть вписан восьмерик сруба. Аналогичные закономерности можно обнаружить и в ряде других сооружений деревянного церковного зодчества, что свидетельствует о широком применении приемов пропорционального построения в практике древнерусского зодчего.

 «Скульптурность» и динамичность архитектуры сооружения достигнуты благодаря тому, что отдельные объемы башни не имеют явно выраженных горизонталей, не членятся резко друг от друга, а плавно переходят один в другой при посредстве промежуточных композиционных звеньев в виде уступов, имеющих форму кокошников. Архитектурный облик сооружения, простой и ясный, стремительный и монументальный, резко отличается от статичной композиции культовых построек более раннего времени.

Культовое назначение здания не определяло в данном случае планировку и архитектурную композицию сооружения: об этом свидетельствуют незначительная площадь внутреннего помещения церкви, не соответствующая огромной массе всего сооружения и обширным наружным террасам-гульбищам, а также отсутствие апсид. Расположение церкви Вознесения в ансамбле усадьбы подчеркивает ее значение как монумента: она не связана с дворцом и, следовательно, не была интимной дворцовой церковью, так как вынесена за ворота усадьбы на открытое, видное отовсюду место. Стройная башня церкви в Коломенском, поставленная на высоком и крутом берегу Москвы-реки, господствует над окружающей природой; она словно вырастает из высокого холма над рекой, с которым связана гульбищем и открытыми лестницами. Широкая наружная терраса-гульбище вокруг церкви была в XVI в. открытой: верхняя площадка ее была ограждена только парапетом. С гульбища, на котором устроено «царское место» в виде белокаменного трона, открывался исключительный по живописности вид на Москву-реку, далекие леса, поля и луга заречья.

В архитектуре церкви Вознесения можно наглядно видеть, как древнерусские мастера творчески перерабатывали ордерные архитектурные формы, впервые появившиеся на Руси в архитектурном убранстве кремлевского Архангельского собора. Интерьер и углы фасадов здания обработаны пилястрами различной ширины, напоминающими классический ордер подобием антаблемента, капителями и базами.

Необычайная архитектура церкви в Коломенском была высоко оценена современниками. Летопись пишет о ней: «бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже того в Руси». Художественная выразительность, конструктивная смелость, динамичность архитектурного образа до сих пор поражают в этом величайшем памятнике древнерусского искусства. В церкви Вознесения сочетаются лучшие достижения древнерусской архитектуры. Цельность и органичность форм, связанных с глубокой идейной насыщенностью архитектурного образа, отразившего народную, патриотическую идею независимости и торжества русской государственности, огромная сила эмоционального воздействия и гармоничная связь с окружающей природой позволяют отнести это сооружение к числу величайших памятников мирового зодчества.