Культовое зодчество XVIII в.

В качестве примера приведем один из самых оригинальных и древних каменных трехкупольных трехчастных храмов — Рождественский в Стародубе. По не очень точным данным построен в 1617 г. В 1677 г. он горел и был восстановлен в конце XVII в.; вторично горел в 1744 г. Однако первоначальный вид здания не очень изменен. При четко выраженном трехкамерном построении это здание существенно отличается от обычных церквей такого рода. Каждая его часть имеет в плане свою форму: притвор — четырехугольный, главный неф — восьмиугольный, а апсида — пятигранная.


Плановое построение этого здания повторяется в другом сооружении — стародубской церкви Иоанна Предтечи, но при сходстве планов декоративное убранство ее не имеет ничего общего с Рождественским собором. Наивная простота декора здесь уступила место строгой системе. Объемное решение этого здания во многом напоминает архитектуру Георгиевского собора Выдубецкого монастыря в Киеве. И тут и там грани объемов подчеркнуты угловыми пилястрами со своеобразными волютами обратного выгиба.

Постройки городов Стародуба и Глухова имеют много общих черт и образуют одну типологическую группу. Это подтверждается сравнением двух рассматриваемых стародубских церквей с Петропавловским собором Глуховского монастыря, имеющим аналогичное с ними плановое решение: квадратный притвор, восьмигранный главный объем и шестиугольная апсида. Пропорции его более стройны, чем в Рождественском соборе Стародуба. Собор Петропавловского монастыря был построен в 1695—1696 гг. «записным государским мастером каменного дела Матвеем Ефимовичем».

Дальнейший анализ построек этого типа приводит нас к сохранившейся в г. Глухове — столице Украины в XVIII в. — церкви Николая. Это здание оригинальной архитектуры с изысканными пропорциями и стройным силуэтом также имело трехкупольное завершение.

Необходимо отметить еще два сооружения этой группы. Двухэтажный трехкамерный Воскресенский собор в Сумах, отличающийся своим декором типично русского рисунка — оконными наличниками и пучками полуколонок на углах здания, и второе — Харьковский Покровский собор — подлинная жемчужина среди украинских трехкупольных высотных построек, в котором с поразительной органичностью сочетаются украинские и русские архитектурные традиции. По пропорциям и силуэту Покровский собор — типичная «трехбанная»— трехкупольная украинская церковь. Но если наружные объемы здания выдержаны в традиционном национальном характере, то его план решен по-новому — разные по назначению части — церковь, колокольня и трапезная — объединены в единую композицию.

Несколько в стороне от рассмотренных композиционных схем стоит церковь Ильи в городе Коропе, Черниговской области. Это редкий пример сочетания церкви-крепости с массивной башней явно оборонного характера.

Самобытностью отличается группа украинских памятников с крестообразным планом. Условно их можно назвать пятикамерными, это четыре апсиды и подкупольное пространство. В ряде случаев между ветвями креста можно видеть еще по одной небольшой камере. В плане такое здание воспринимается девятикамерным, хотя эти добавочные камеры обычно гораздо ниже основного объема. Такого рода крестообразные схемы были на Украине излюбленными потому, что они отвечали стремлению местных зодчих к симметричной композиции зданий с равноценными фасадами, выгодными для размещения здания на открытых, хорошо обозреваемых со всех сторон местах.