Михайловский собор

0

Михайловский был поставлен на обрыве Старокиевской горы над известным издревле Боричевым взвозом. Не существующий ныне, он являлся образцом шестистолпного, крестово-купольного, трехнефного храма, с той, однако, особенностью, что у западной его части (у притвора) с севера была расположена круглая башня, в которой помещалась лестница, ведущая на хоры, а с юга — маленький четырехстолпный храмик-крещальня. Храм был построен так же, как и Софийский , — смешанной кладкой с характерным чередованием в определенном порядке рядов камня и кирпича. Фасады Михайловского собора завершались арками-закомарами и были декорированы плоскими лопатками, отвечающими внутренним опорным столбам; барабан центрального купола был украшен меандровым фризом и большим числом плоских ниш. Кровли его куполов были позолочены, и потому получил наименование Златоверхого.
В XVII и XVIII веках собор неоднократно переделывался; его с трех сторон обстроили рядом помещений и укрепили большими контрфорсами с парными коринфскими колоннами и с завершениями в виде фигурных щипцов. К западной части храма, около входа, пристроили два двухэтажных объема с коринфскими колоннами в первом этаже, увенчанные фигурными фронтонами, на которых в разнообразных по форме картушах в обрамлении лепного орнамента помещались живописные композиции. Лепные украшения, наличники окон, капители и орнаменты, вероятно, были выполнены киевским архитектором Иваном Григоровичем-Барским, так как они тождественны украшениям Кирилловской церкви, выполненным этим же мастером. Фризы барабанов куполов обильно декорированы оригинальными и яркими по краскам майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце подобно драгоценным камням.


Интерьер Михайловского храма был оформлен фресками и мозаиками, часть которых при разборке здания была перенесена в Софийский собор. Это мозаичная композиция «Евхаристия», изображения архидиаконов Стефана
и Фаддея, а также фрески святитель Николай, первосвященник Захария, «Благовещение» и фрагменты других сцен. Мозаика «Дмитрий Солунский» ныне находится в Третьяковской галерее в Москве.
Мозаики и фрески Михайловского собора открывают одну из ярчайших страниц в стилистической эволюции древнерусской живописи и убедительно свидетельствуют об освобождении ее от гипнотического воздействия Византии. Стиль живописи Михайловского храма возвещает о сложении национальных школ в искусстве, о первых самостоятельных шагах киевских мастеров. В их творчестве выразилось народное самосознание, его моральные и эстетические идеалы. Начало этого нового этапа искусства связано с личностью гениального художника, инока Киево-Печерского монастыря — Алимпия, имя которого еще при жизни было окружено легендами, а потомство сохранило о нем память. Из его жития в печер-ском «Патерике» мы узнаем, что в ранней молодости своими родителями он был отдан кому-то из киевских иконописцев «на учение иконного писания». Это было «во дни благоверного князя Всеволода Ярославича». Тогда в Успенском соборе Киево-Печерской лавры случилось «чудо»: «Мастерам бо олтарь мусиею (мозаикой. Г. Л.) кладущим, и образ присно-дивы Марии сам виобразися». «Алимпий же помогая им и учася». Участвуя в крупных художественных работах, он «добре извык хитрости иконной, иконы писати хитр бе зело».