Полифоническая композиция
Home Архитектура Полифоническая композиция

Полифоническая композиция

by Architect

Полифоническая композиция

Полифоническая композиция


По содержанию Ренессанс резко отличался от античности и христианского средневековья. «Любимейшая и необходимейшая проблема всякого возрожденца и практика, и теоретика перспектива, а также формальное соотношение линий, плоскостей и тел, независимо от их содержания и наполнения. Отсюда такие проблемы, как проблемы гармонии, симметрии, пропорций, числовых канонов, ритма, которыми проникнуто в эпоху Ренессанса само понятие красоты».

Полифоническая композиция

Полифоническая композиция


Ренессансными художниками и скульпторами были предложены различные варианты «правильных» пропорций, что расширило диапазон возможных архитектурных и градостроительных решений, основанных на модульных закономерностях человеческой фигуры. Архитектура стала создаваться по образу и подобию человека. Об этом прямо говорит Микеланджело: «…можно с уверенностью утверждать, что архитектурные члены соответствуют человеческим. Этого не поймет тот, кто никогда не передавал и не умеет анатомически правильно передать человеческое тело».

Леонардо, который наряду с Альберти и Дюрером утвердил антропометрию как науку, разработал вместе с тем на основе эмпирических наблюдений обобщенный принцип движения тела и соединил учение о человеческих пропорциях с учением о движении человека.

«Гуманистическая» архитектура с развитием, усложнением геометрии, в которой эллипс, парабола и спираль заняли место окружности, нашла новые изобразительные возможности.

Если для архитектуры Возрождения было характерным сосредоточить всю силу художественного воздействия архитектуры в статике центричного сооружения, перекрытого куполом, по существу в одной точке пространства, то пространства барокко отображают представление о непрерывности, бесконечности иной, динамичной картины вселенной.

Полифоническая композиция

Полифоническая композиция


Так, Пьетро да Нортона вводит эллипс в перистиль церкви Санта Мария делла Паче, Борромини придает эллипсоидальную форму внутреннему двору церкви Сапиенца, а стенам колокольни Сант Андрее делла Фратте попеременно выпукло-вогнутую поверхность. Он венчает колокольню Сапиенцы геликоидальной спиралью. Эти постройки — первая волна барокко и одновременно иллюстрация параллелизма, по Шпенглеру, математики и архитектуры в культуре данной эпохи: свидетельство вторжения кинематики, астрономии Кеплера, а затем и аналитической геометрии в область эстетики. Кроме эллипса получают распространение закономерности спирали, и здесь архитекторы опережают самих геометров.

Предшественник этих ревностных геометров, страстный Микеланджело, пересмотрев «канон» Витрувия, создает «совершенную архитектурную совокупность»: ордера Витрувия удлиняются, сжимаются и разламываются согласно желанию архитектора. Стены теряют свою плоскую «евклидову» строгость и пластически изгибаются.

Полифоническая композиция

Полифоническая композиция


Несмотря на традиционную ограниченность лексики, ордерный язык в его работах обнаруживает широкие возможности применения осмысленных форм в переносном смысле (т. е. тропов, по В. Маркузону), а также придания различной интонации, казалось бы, жестко зафиксированной композиции. В творчестве Микеланджело, как и в работах Палладио, возможно, начала классицистической полифонии, многослойное трансформаций канонических классических ордерных схем, традиционного «понятного» порядка классики.

Композиционное мышление Микеланджело полифонично, его правила построения архитектурной формы требуют особого усилия для понимания; композиции как бы искусно перенастраивают глаз зрителя, обучают способу видения, при котором открывается философская глубина мысли зодчего. Творческий метод Микеланджело, согласно В. Локтеву, контрапост разрушает ренессансное представление о художественном пространстве.

Полифоническая композиция

Полифоническая композиция


Полифоническая композиция как таковая передает впечатление активного наблюдателя, творческого соучастника образного становления архитектурного сооружения и потому обязательно означает, предполагает диалогическую ситуацию, которая в принципе невозможна при восприятии произведения извне, с позиции стороннего зрителя. Так возникают нарушения законов перспективы, иерархии строения ордера, попытки динамического пластического оформления архитектурной параллели математической модели понятия бесконечности. В эпоху барокко, когда открыли начертательную геометрию, число как отношение, интегральное счисление, все крупные архитекторы не только художники, философы, но и ученые, математики.

Отличительной чертой математики Нового времени служит декартова идея функциональной зависимости, которая предполагает понятие переменной величины; благодаря этому в математику вошли движение и динамика. Новое понимание природы движения было обусловлено формулировкой закона инерции. По инерции, согласно наблюдению, тела движутся прямолинейно. Поэтому самым простым, а значит, совершенным оказывается не круговое, а прямолинейное движение.

Круговое движение теряет свой онтологический статус. Мир (античный «космос») становится беспредельным, «самой совершенной становится именно прямая линия, служившая и в античной философии как бы моделью беспредельности», Первой причиной движения в учении Декарта выступает бог. В системе метафизических размышлений философа прямолинейность приобретает ценностный смысл: прямолинейное -хорошее (от бога), криволинейное -дурное (от самой материи). «Так была доведена до своего логического конца переоценка ценностей античной философии и науки, античной культуры вообще: беспредельное, которое выступало как дурное у пифагорейцев, Платона, Аристотеля, у Декарта получает прямо противоположную оценку: беспредельное, выражением которого является прямая линия, есть хорошее. Неизменность бога есть залог совершенства беспредельного».

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение