Home История архитектуры Постмодернизм в архитектуре

Постмодернизм в архитектуре

by Architect

В этот же период, бесспорно, крайне плодотворный в отношении работ общего характера, появились одна или две книги о постмодернизме, в частности, Dopo I’architettura moderna («После архитектуры модерна») Паоло Портогези, опубликованная в том самом 1980 году, когда ее автор руководил первой Международной архитектурной выставкой на Венецианском бьеннале, носившей название «Присутствие прошлого».

В более современных трудах, посвященных постмодернизму, прослеживается четкое различение американских тенденций и того, что Паоло Портогези называет «европейским горизонтом». То же различие очевидно в книге Генриха Клотца Moderne und Posmodeme. Der Gegenwert 1960—1980 («Модерн и постмодерн. Эквивалент») 1984 года. Только в новаторской работе Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодерна» (1977) это противопоставление отсутствует.

La presenza del passato

Контекст, история и символика — вот темы, которые возникали независимо друг от друга в период после 1945 года. Но, начиная с 1970-х годов, они стали сочетаться с критикой ортодоксального модернизма, который тем временем стал вырождаться в злую карикатуру на свою собственную сущность. То, что воспринималось как ортодоксия, стало излюбленной мишенью для критики и противопоставлялось многоликому, полиморфному постмодернизму, предельный релятивизм которого быстро перерос в набор новых догматов. Самовоеприятие архитектуры постмодерна подразумевало в том числе и акцент на художественности, на предмете, которым мастера постепенно начинали пренебрегать, и этот процесс проходил на протяжении всего столетия. 6 этом явлении можно усмотреть возвращение к постмодерну или к ранним идеалам модерна.

Первое Архитектурное бьеннале 1980 года в Венеции стало крупнейшим торжеством постмодернизма. Директором этой широкомасштабной выставки современной архитектуры (она вошла в историю под названием  La presenza del passato — «Настоящее прошлого») был Паоло Портогези. В том же году Портогези опубликовал книгу Лоро Varchitettura modema («После архитектуры модерна»), а тремя годами ранее была выпущена в свет книга Чарльза Дженкса «Язык архитектуры постмодерна».

Выставка La presenza del passato была почти всецело — за исключением небольшой японской экспозиции — посвящена архитектуре Западной Европы и Северной Америки. Двое участников бьеннале, Борис Подрекка и Анте Иосип фон Костелац, были уроженцами Югославии, но в то время жили в Австрии и в Западной Германии соответственно. Но тогда постмодернизм уже покорил всю Европу, о чем свидетельствуют работы Ричарда Ингленда на Мальте, Мустафы Мусича в Югославии, Станислава Фишера во Франции и Польше, Александра Бродского и эстонца Вилена Кюннапу.

Американская постмодернистская архитектура

Американская постмодернистская архитектура состояла в основном из отдельных зданий с символическими коннотациями, тогда как корни постмодернистской архитектуры Европы в большей степени лежат в созерцании города и зданий как его составляющих. Иными словами, европейский город соткан из традиционной городской ткани, в которой широкомасштабная модернизация, проходившая начиная с 1950-х годов, оставила многочисленные дыры. Такие архитекторы как Морис Куло, Йозеф Пауль Кляйхюс, Леон Крир, Альдо Росси и Освальд Матиас Унгере каждый по-своему выступали за ремонт этой городской ткани и тем самым за реконструкцию европейского города.

Призывы к переоценке города прозвучали и с совершенно другой стороны.

Манифест Рема Кулхааса «Нью-Йорк в горячке» точно так же явился отражением взгляда, которому город как целое представляется более важным, чем отдельные здания.

Артикуляция различий между американским и европейским постмодернизмом способствовала постепенному приходу понимания того факта, что существует особая европейская архитектура, которую нужно отличать от архитектуры вообще. Более того, рожденная постмодернистским релятивизмом идея архитектуры как единого колоссального повествования стала утрачивать почитателей, и вместе с этим автоматически перестала признаваться универсальная и последовательная история архитектуры.

Ее заменила история, состоящая из многочисленных повествований, таких как те, что предлагали Фрэмптон и Кертис. В этом смысле в их книгах можно видеть продукты постмодернистского образа мышления, более широкого, чем модернистское мышление, но ни в коем случае не всеобъемлющего.

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение