Преображенский монастырь

Преображенского монастыря в г. Новгоро- де-Северском, построенный по проекту в 1796—1806 гг., соборные храмы в городах Кременчуге и Болграде, церковь в с. Чернобай, Черкасской области и др.

Третью группу церквей составляют кубические с трапезной, имеющие колокольню над основным входом. Типичным примером сооружений этой группы служит Преображенский в г. Екатеринославе, построенный по проекту А. Захарова 1806 года в 1830—1835 гг.


Круглые в плане однокупольные церкви образуют четвертую группу. Среди них Никольская церковь в с. Диканьке, Полтавской области, построенная по проекту Н. А. Львова в 1794 г., церковь в с. Кунье, Харьковской области, церковь в Яготине  и др. Прямоугольные в плане храмы составляют последнюю группу. К их числу относятся: церковь в с. Бабаи, Харьковской области, построенная в 1782 г. по проекту П. А. Ярославского; оригинальные по композиции периптеральные храмы в г. Слав- городе, Сумской области, и Петропавловская церковь в Севастополе.

Интересным памятником культового зодчества периода классицизма на Украине является колокольня Успенского собора в Харькове, построенная в 1833 г. по проекту украинского арх. Е. Васильева. Это созданное по инициативе горожан в честь победы над Наполеоном сооружение и поныне сохраняет свое значение высотной доминанты города.

В первой половине XIX в. на Украине в некоторых помещичьих усадьбах появляются разнообразные фамильные мавзолеи. В одних случаях они имеют вид ротонды, увенчанной полусферическим куполом, или в форме пирамиды с обелисками по углам в с. Славгороде, или кубической формы.

Строительство небольших церквей в городах и селах осуществлялось в основном по проектам епархиальных архитекторов, однако уже в первые десятилетия XIX в. делаются попытки типизации в культовом зодчестве. В 1824 г. Министерством внутренних дел было издано «Собрание планов, фасадов и профилей типовых каменных церквей с кратким наставлением в способах в культовом зодчестве. Был издан циркуляр о рассылке составленных архитектором К. Тоном чертежей церквей, эклектически сочетавших «византийские» и древнерусские» формы, что сказалось и в архитектуре ряда украинских церквей.