Пулковская обсерватория

738

В числе первых крупных построек А. П. Брюллова — театра на площади у Михайловского дворца, которую предполагал обстроить «обывательскими» домами. Брюллов подчинил вновь строившееся здание замыслу , придав фасаду театра формы жилого дома с равномерно распределенными рядами окон и немногочисленными «типовыми» деталями. Зрительный зал театра по акустике и видимости считался одним из лучших для своего времени.


К концу 30-х гг. относятся наиболее значительные постройки Брюллова, среди которых главное место занимает Пулковская обсерватория. Отлично разработанный план комплекса обеспечивал удобную взаимосвязь основных трех групп зданий: обсерватории, жилых домов персонала и служебных флигелей. Основной прием планировки, идущий от классицизма, здесь применен с той гибкостью, которая позволила придать ему новое содержание. Архитектурные формы зданий характерны для позднего классицизма. Массивный, сильно выступающий двухколонный в антах портик входа, как бы приставленный к основному объему здания, кажется чрезмерно монументальным по отношению к его фасадам, обработанным мелкими пилястрами, плоскими тягами, небольшими прямоугольными нишами-впадинами. В то же время строгость этих форм несколько сглаживает противоречие между ними и такими специфически утилитарными формами, как вращающиеся башни или деревянные с прорезями стены. Здание обсерватории отличало исключительно высокое качество строительных работ. Обсерватория была разрушена во время Великой Отечественной войны. Ее главное здание восстановлено в прежних формах в 1946— 1954 гг.

С 1837 г. Брюллов начал проектирование здания штаба гвардейского корпуса на центральной площади столицы — Дворцовой площади. При этом торцовую часть существовавшего здания экзерциргауза предполагалось надстроить и включить в объем нового сооружения. По высоте здание штаба гвардейского корпуса согласовано со зданием Главного штаба. Его архитектура нейтральна и не создает нового центра на площади: в этом Брюллов следует градостроительному замыслу Росси. Но если Росси удалось достичь высокого эмоционального подъема в торжественной архитектуре здания Главного штаба, то облик штаба гвардейского корпуса остался бледным и невыразительным: в этот период нейтральность становится одним из общих стилистических признаков архитектурных течении, порывающих с традициями классической школы.

После пожара в декабре 1837 г., уничтожившего все помещения Зимнего дворца, Брюллов вошел в возглавлявшуюся В. П. Стасовым комиссию для руководства восстановительными работами. В истории русского строительства второй трети XIX в. восстановление Зимнего дворца занимает важное место. Оно велось быстрыми темпами и завершилось в 1839 г. Необходимость закончить работы в кратчайшие сроки и обеспечить несгораемость конструкций стимулировала поиски новых решений, давших ряд технических новшеств и изобретений в строительстве дворца.

В междуэтажных и чердачных перекрытиях, где нельзя было выложить своды, и для пролетов 6,5 саженей применялись балки эллиптического сечения из кровельного железа — интересный пример изобретательности русских строителей. В перекрытиях Зимнего дворца встречается и система, представляющая собой комбинацию двух конструкций со сплошной стенкой: верхней арочной и нижней в виде балки со значительным строительным подъемом. Арка в сечении образует широкополочный двутавр, составленный из трех полос 6X1. Сквозные металлические конструкции широко использованы в перекрытиях больших залов дворца: в Малом и Большом аванзалах, в Концертном, Гербовом залах, в Большой церкви и для несущих конструкций.