Home Заметки по истории архитектуры Развитие украинской культуры

Развитие украинской культуры

by Architect

Наиболее охотно иностранные мастера работали в городах, где они становились равноправными гражданами и жили интересами городской общины. Во Львове, как наиболее крупном городе на западных землях, был создан в 1572 г. специальный цех строителей, первоначально в основном состоящий из итальянских мастеров, работавших и на Подолии, Волыни, в Закарпатье и воспитавших значительное число местных мастеров.

К цеху строителей, кроме мастеров — камнетесов и каменщиков, относились также и резчики — «сницари», а позже — иногда мастера-плотники и даже граверы. Мастера-каменщики выполняли в большинстве случаев не только строительные работы, но и работу архитектора, проектируя здания и осуществляя руководство строительством. При вступлении в цех необходимо было сдать экзамен, заключавшийся в выполнении в течение 1—2 дней нескольких упражнений, характер которых определялся в зависимости от профессий. Членом цеха мог быть мастер-горожанин, учениками могли быть жители и других городов. Социальные, а с конца XVI в. и религиозные ограничения затрудняли доступ в цех строителей украинцев, что не мешало им проявить свои способности и талант, работая по найму у цеховых мастеров, но имена их история не сохранила.

Развитие украинской культуры, проходившее в борьбе украинского народа за свою независимость против социального, национального и религиозного гнета, завершается победой в народно-освободительной войне 1648—1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. Наряду с прогрессивными гуманистическими тенденциями в культуре Польши того времени все большую роль получало реакционное, клерикальное направление. В борьбе с ополячиванием, окатоличиванием украинский народ, развивая свою культуру, опирался на традиции Киевской Руси, на поддержку русского народа. В то время развивает свою страстную полемическую деятельность Иван Вышенский.

Иван Федоров во Львове и Остроге печатает свои книги, несколько позже Петр Могила основывает в Киеве Академию. Однако, если в литературе, религиозной полемике деятели украинской культуры обращались к украинскому языку, художники — к художественному наследию Древней Руси и иконам «Московского письма», то в западных землях в строительстве православных церквей их заказчики и строители охотно используют художественные и конструктивные приемы архитектуры итальянского Возрождения, что проявилось главным образом в архитектурных деталях. В то же время архитектура монументальных сооружений на западных землях Украины не могла не испытывать мощного влияния народного зодчества, отразившегося, в частности, на формировании львовской архитектурной школы с ее характерными особенностями.

Немаловажную роль сыграли также архитектурные взаимосвязи с Молдавией. Влияние народной деревянной архитектуры еще более сказалось в каменном строительстве центральных и северо-восточных районов Украины как в приемах композиции сооружений, так и в использовании в них конструктивных приемов, свойственных деревянному зодчеству. Таков, например, способ перехода от четвериков основных объемов к шестерикам или восьмерикам завершений при помощи плоских парусов, применяемый в оборонном и культовом строительстве.

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение