Home АрхитектураТрадиции симметрии в архитектуре Симметричность композиции зданий и комплексов

Симметричность композиции зданий и комплексов

by Architect

В XVIII в. был завершен процесс формирования крупных архитектурных комплексов. Своеобразные черты ансамблевой застройки этих комплексов характеризуются новым пониманием связи зданий с природой и наличием в ансамбле сооружений высотной композиции.

Монастыри, расположенные на возвышенных местах, занимали господствующее положение по отношению к окружающей местности и раскрывались для обозрения издалека. Построенные в XVIII в. высокие колокольни и купола церквей, видные на десятки километров, служили ориентиром, отличались богатством силуэта. Предпринимались сложные строительные работы для создания террас на возвышенностях, где располагался храм и откуда открывались живописные виды на окружающую местность. Равнинное же расположение комплексов благоприятствовало устройству монастырских стен правильной конфигурации, приближающейся к прямоугольнику.

Наряду с развитием этих местных особенностей можно видеть, как в XVIII в. петербургские и московские приемы строительства дворцов со службами и регулярными парками переносятся на Украину.

Хотя дворцовые комплексы не имели большого градостроительного значения, но в их планировочно-композиционных приемах намечались новые градостроительные идеи. Композиция дворца, служб и парка подчинена оси симметрии, а решение всего комплекса и даже города подчинено расположению дворца.

Таким образом, в XVIII в. симметричность композиции зданий и комплексов постепенно вводится в практику планировки и застройки украинских городов; к концу же XVIII столетия она получила развитие при строительстве новых городов на юге и крупных усадеб на востоке Украины.

В XVIII в. в некоторых городах и селах Украины зарождается новый тип промышленных зданий, впоследствии приобретший важное градостроительное значение. Известно, что в XVIII в. Украина славилась производством железа, поташа, пороха, стекла; успешно развивается суконная и паруснополотняная мануфактура, для наиболее крупных предприятий строились специальные здания. Однако все эти здания бесследно исчезли, и не имеется возможности остановиться на их рассмотрении.

В XVIII в. Украина сделала значительный шаг вперед в развитии строительной техники. После краткого перерыва, вызванного запрещением Петра I «всякого каменного строения», строительство из кирпича возобновилось в больших масштабах на Левобережье и в Киеве. Это новое строительство отмечено не столько разработкой новых объемно-пространственных композиций, сколько совершенствованием известных уже конструктивных систем и улучшением качества кирпича и кирпичной кладки.

Развитие кирпичного строительства вызвало изменение размеров кирпича и приемов кладки. Крупный брусковый кирпич XVI — XVII вв. постепенно заменяется кирпичом меньших размеров.

Применение классического ордера в постройках Украины середины XVIII в. потребовало новых материалов и конструкций для осуществления больших выносов карнизов и изготовления капителей, метоп, триглифов и замковых камней. Для этих целей иногда изготовлялись крупные керамические блоки, соответственно профилям карнизов и капителей; некоторые из них имели размеры 80X80X10 см и связывались с кирпичной кладкой металлическими креплениями. Изысканием высококачественных глин и разработкой технологии производства кирпича и керамических блоков занимаются крупнейшие архитекторы того времени — И. Шeдель, А. Квасов и др.

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение