Скульптурные надгробия Михайловской церкви
Home Архитектура Скульптурные надгробия Михайловской церкви

Скульптурные надгробия Михайловской церкви

by Architect

В Михайловской церкви кроме привозных (здесь, естественно, не упоминающихся) есть несколько первоклассных скульптурных надгробий. Очень похожи друг на друга надгробия В. М. Голицына (умер в 1797 г.), выполненное Э. Де-Педри и А. В. Римского-Корсакова (умер в 1781 г., но надгробие, вероятно, более позднее). Это тоже тип плакальщицы с урной, у которой стоят маленькие ангелы. Памятник Голицыну совершенен по композиции и по исполнению.

Скульптурные надгробия Михайловской церкви

Скульптурные надгробия Михайловской церкви

Тип надгробия с пирамидой (один из самых сложных и совершенных вариантов его — гордеевское надгробие Д. М. Голицына) представлен надгробием М. М. Измайлова и его жены (Измайлов одно время был начальником Кремлевской экспедиции, под началом которого работали Баженов и Казаков). Тут налицо все элементы такого надгробия — и гений, и плакальщица (правда, довольно рассудительная), и барельеф умершего (смещенный со своего обычного места вверху пирамиды), и сама пирамида (увенчанная пламенем). Все эти надгробия очень невелики, но, не видя их в натуре, можно сильно ошибиться в их размерах: они очень монументальны и крупномасштабны.

Скульптурные надгробия Михайловской церкви

Скульптурные надгробия Михайловской церкви

А из более поздних работ есть блестящее и холодное надгробие М. М. Голицына (младшего, умер в 1810 г.), выполненное С. С. Пименовым: саркофаг у подножья плоской пирамиды и скульптура — женщина, в одежде, спадающей безупречными складками, с крестом в руках (символом Веры).

Многие прекрасные скульптурные надгробия видны из окна церкви. Около Михайловской церкви стоит одно из самых характерных надгробий Донского — надгробие И. И. Козлова, надгробие бесконечно далекое от христианства и от христианской символики с ее загробным существованием. Опершись рукой об урну (вторая рука отбита очень давно — по преданию — французами в 1812 г.), в сладкой скорби замерла грациозная женская фигура в хитоне плакальщица. Лев у пьедестала урны, на котором помещен портрет покойника в барельефе в сравнительно редком ракурсе (анфас), с умилением смотрит на этот портрет и на музу, словно пытаясь утешить ее. Вся композиция полна тишины и равновесия.

Мартосом помимо надгробий Собакиной и Волконской выполнено из листов меди и надгробие А. П. Кожуховой (умерла в 1827 г.). В 1830 году оно повторено на могиле Корнеевой в Александро-Невской лавре. В ГТГ есть бронзовая модель этого надгробия, немного отличная от оригинала и уже с той самой эпитафией, что и в Донском: ангел, упавший головой на урну и отвернувший лицо так, что оно все время остается в тени. Архитектурная часть надгробия Кожуховой, пожалуй, выше, чем в Александро-Невской лавре: поле для надписи и курильницы больше следует масштабу. Мартосу приписывается и надгробие П. А. Алексеева (умер в 1816 г.) у апсид Старого собора. Женская фигура с крестом (ныне утраченным), по-видимому, символ Веры, не опирается на пьедестал, а скорее прикасается к нему. На пьедестале профильный барельеф.

Рядом с ним — надгробие. Барышниковой работы Демут-Малиновского, где тот самый Хронос, о котором уже говорилось, отстраняет семью от Барышниковой. Над этим барельефом поставлены скульптуры ангелов с урной. Их Демут-Малиновскому приписать уж никак нельзя — это довольно ремесленное изделие какой-то мраморной мастерской. В группе надгробий Барышниковых и Яковлевых (их близких родственников) все надгробия очень интересны.

Этим скульптурные надгробия Донского и ограничиваются, если не считать явно типовых плакальщиц на могилах Лунин и над могилой Нарышкиной. Но на нескольких надгробиях встречаются барельефные портреты, например на памятнике поэту М. М. Хераскову и на огромном надгробии Шувалова.

Облик некрополя Донского монастыря в сильнейшей степени определяют рядовые надгробия. В сравнении с другим выдающимся некрополем этого же времени (конец XVIII — начало XIX в.)-Лазаревским кладбищем Александро-Невской лавры — некрополь Донского монастыря производит впечатление более цельное.

Скульптурные надгробия Михайловской церкви

Скульптурные надгробия Михайловской церкви

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение