Смольный монастырь

1302
Смольный монастырь
Смольный монастырь

Кроме дворцов, Б. разработал проекты прекрасных культовых зданий: Смольный монастырь в Санкт-Петербурге и Андреевскую церковь в Киеве.

Смольный монастырь — столичный дворцово-монастырский ансамбль — находится у излучины Невы, раньше был за городом. В центре монастыря — собор. Он окружен массивом более низких жилых корпусов с четырьмя одноглавыми храмами по углам. Пирамидальная композиция собора завершена пятью главами. расчленено поэтажно, что сближает его облик со светскими сооружениями того времени. Группы колонн и пилястр обрамляют нарядно декорированные оконные проемы. Основное средство пластической разработки здания — . Колонны сосредоточены на углах ризалитов, что выделяет все грани здания и создает впечатление устойчивости сооружения. Здание трактуется как скульптурный, пластически разработанный объем.


Смольный монастырь
Смольный монастырь

В основе храма лежит крестовокупольная конструктивная система. Четыре свободно стоящих столба членят внутреннее пространство на девять основных частей, перекрытых сводами. Главный несущий элемент здания — стена, усиленная на углах пилястрами и колоннами. В наружной архитектуре собора выявлены основные объемы и конструктивная схема, что создает тесное художественное единство внутреннего пространства и наружной архитектуры. Эти черты роднят произведение Растрелли с лучшими памятниками древнерусского зодчества. Регулярность плана, использование ордеров, барочных деталей типично для русской архитектуры середины XVIII в. был разработан Растрелли в 1746 г., а в 1749 г. по требованию Елизаветы началась его переработка, в результате которой колокольня высотой 140 м не была построена. Интерьеры Смольного выполнены В. П. Стасовым.

В 1747-1753 гг. Растрелли составил проект Андреевской церкви в Киеве. Длина — 32 м, ширина — 23 м, высота — 46 м, фундамент -15 м. Храм бесстолпный, одноглавый. Иконостас — трехъярусный. Она стоит на высоком склоне Днепра. Ее изящная композиция украшает силуэт города и формирует пространство площади перед Историческим музеем. Белые колонны на голубом фоне стен характерны для этого памятника, как и дворцов Растрелли.

Андреевская церковь
Андреевская церковь

Наряду с Б. Растрелли в Петербурге работал архитектор Савва Иванович . Он был архитектором Царского Села, проектировал здание Эрмитажа. Наиболее значительная его работа — Никольский Военно-Морской собор в Петербурге. План его имеет очертание усложненного равноконечного креста. Ряды столбов делили внутреннее пространство на семь нефов. Декоративная обработка была близка дворцам того времени. В ансамбль входит и прекрасная колокольня, которая доминирует в открытом пространстве.

Никольский собор
Никольский собор

Федор Семенович — крепостной графа Шереметева, ученик архитектора СИ. Чевакинского. В 1752 г. он построил Фонтанный Шереметевых в Петербурге. Участвовал в создании дворцово-паркового ансамбля в Кускове. Фонтанный поставлен вдоль набережной, отделен от нее парадным двором с чугунной решеткой. Центр главного фасада выделен шестью пилястрами, балконом и аттиком, а боковые части — пилястрами и небольшими фронтонами. К основному объему примыкают боковые флигели, образующие одно целое с дворцом (фото 99).

99. Фонтанный дом Шереметевых

Дмитрий Васильевич Ухтомский — выдающийся архитектор Москвы. К началу 50-х гг. XVIII в. в его руках сосредоточилось руководство всей архитектурной деятельностью в Москве. Он создал пятиярусную колокольню в Троице-Сергиевой лавре, в которой композиция русских столпообразных церквей сочеталась с ордерным каркасом сооружения. В Москве им построены триумфальные Красные ворота. Большая заслуга Д. В. Ухтомского в том, что он создал архитектурную школу, в которой обучались В. , М. Казаков и другие русские зодчие.

Дворцовый ансамбль в Киеве (в Первомайском парке) построен в 1752-1755 гг. архитектором И. Ф. Мичуриным для Елизаветы. Архитектура дворца заимствована у дворца Растрелли в селе Перово под Москвой. Фасады были менее декорированы и носили более строгий характер, чем у Растрелли. Кроме того, добавлены еще два симметричных корпуса со стороны паркового фасада. Эта дворцовая постройка отлично сочетается с окружением парка и вполне отвечает по масштабам своему назначению.

Краткое знакомство с некоторыми архитектурно-градостроительными памятниками середины XVIII в. позволяет сделать вывод: величие архитекторов этой эпохи в том, что они сумели сочетать европейское с традициями русского зодчества.