Собор в Ромнах

659

Дальнейшим развитием этого типа служат многокупольные здания с прямоугольным планом. Причем основной объем здания занимает не вертикальное положение, как прежде, а горизонтальное. Планы этих сооружений сходны с планами западноевропейских базилик. Вместе с тем в них возрождаются традиции величественных многостолпных соборов Киевской Руси. Реставрация древнерусских храмов, предпринятая в первой половине XVII в., не могла не вызвать общественного интереса к этим работам, оказавшим немалое влияние на творчество украинских зодчих.


Старейшим зданием подобного рода является Троицкого монастыря в Чернигове, оконченный строительством в 1679 г. Средний карниз четко делит массив здания по горизонтали на две части, что не применялось в крестообразных зданиях. Западный фасад фланкируется двумя выступами, увенчанными восьмигранными барабанами и куполами. Внутри этих башен размещены лестницы на хоры. В предшествующих зданиях интерьер обычно решался просто, никаких декоративных украшений не было, за исключением резного иконостаса. Тут мы видим обильную лепку и живопись. В архитектуре этого здания заложены принципы, отличные от тех, которые известны по памятникам других типов. План более развит, интерьер сложнее, хотя наружный объем здания решен компактно и цельно.

Почти одновременно с Троицким собором около г. Лубны был построен главный собор Мгарского монастыря. Объемно-плановое построение собора идентично черниговскому. Его достопримечательность — лепные украшения, особенно богатые на фасадах, были выполнены в 30— 40-х гг. XVIII в. Сохранились документы, освещающие это строительство. «Майстер Мурарски, бысть немец из Вильни, зовомый Иван Баптиста», не достроив собор, умер, при нем каменные работы были выполнены наполовину. Строительство собора завершилось по договору мастером Афанасием Пирятинским, а плотничьи работы вел «тесельский майстер» — Демьян Ворона. Следует заметить, что Баптиста имел в качестве подмастерья Мартына Томашевского.

Мгарский собор по сравнению с Троицким более собран. Его внутреннее , устремленное вверх, теряет базили- кальный характер; боковые нефы выражены слабо, к тому же они здесь двухъярусные, а не трехъярусные, как в Черниговском Троицком соборе.

План собора Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве трудно отличить от плана Мгарского собора, но в их объемном решении и декоративной обработке имеются существенные различия. Это единственно сохранившееся на Украине семикупольное такого рода. Расположение этих куполов в плане сочетает украинское крестообразное пятиглавие с двумя башнями с западной стороны, как это делалось в памятниках Киевской Руси.