Софийский собор

2

При дворе Ярослава ценили искусство и просвещение. Им была основана первая библиотека, открыты школы и начато летописание.
Расцвет искусства при Ярославе Мудром был подготовлен всем историческим развитием восточнославянских племен. При Владимире и Ярославе строится большое число городов с дворцами, церквами и оборонительными укреплениями. Летописи и былины передают нам, что деревянные храмы и терема были украшены резьбой и росписями, имели разнообразную композицию из многочисленных башен, переходов, крылец, что в древности были не только одно- и пятиглавые храмы, но и сложные, как, например, дубовая 13-главая София в Новгороде. Появление такого шедевра, как в Киеве, было поэтому не случайным явлением.


Древними мастерами на Руси был накоплен художественный и строительный опыт, он стал той вспаханной и подготовленной почвой, на которой появилась архитектура, корни которой тесно связаны с византийской архитектурой. Но произведения киевских зодчих настолько своеобразны, что мы с полным правом можем объединить их в круг самостоятельной школы, возникшей еще в X веке, когда строились древнейшие каменные дворцы и Десятинная церковь. Первое место среди них по праву принадлежит киевскому Софийскому собору.
В центре Верхнего города, у площади Богдана Хмельницкого, высится многоглавый . Даже в окружении современных больших шести- и восьмиэтажных домов мощный силуэт храма выделяется своими массами. Легко себе представить, какое впечатление производил он в древности, располагаясь на фоне низкой деревянной застройки Киева.

Здание сохранилось сравнительно полно, но в сильно измененном виде позднейшими пристройками и надстройками. Не пострадали и его 13 древних куполов на световых барабанах. Не уцелели лишь первоначальные 12 куполов без световых барабанов над помещениями второго этажа внутренних галерей, западный вход, свод под центральным нефом и трехпролетная двухъярусная арка, замыкавшая с западной стороны центрального нефа. Сейчас на соборе 19 куполов. Из них 6 появились в конце XVII века, когда собор основательно перестраивался. Тогда же были сделаны надстройки вторых этажей над внешней галереей, изменены формы 5 древних главных куполов, которым придали характерную для украинской архитектуры XVII — XVIII веков грушевидную форму. На восточном и западном фасадах собора возведены фигурные фронтоны, а окна украшены характерными для того времени наличниками, близкими наличникам московской архитектуры конца XVII века. Не исключена возможность, что эти работы выполнялись при участии кого-либо из столичных мастеров, которые были приглашены в Киев гетманом Мазепой.
В последующие века Софийский собор уже не претерпевал каких-либо существенных изменений. В 1744-1748 годах при митрополите Рафаиле Заборовском построенные ранее фронтоны и барабан центрального купола были лишь украшены лепными орнаментами, характерными для этого времени.