Старый Киев

6

Уже в X веке Киев — большой , а в XI веке он становится наиболее крупным экономическим, политическим и культурным центром во всей Восточной Европе. В его архитектуре видна блестящая школа, создавшая памятники мирового значения, а художественные ремесла — эмали, оружие, стеклянные изделия — славятся далеко за пределами Древней Руси. Здесь зарождается летописание — высшее выражение народного самосознания того времени. Киев является олицетворением прогресса, культуры и искусства восточных славян.
Верхний город, или Старый Киев, в период становления феодального общества и образования древнерусского государства играл наиболее важную военно-административную, политическую и культурную роль. Он был столичным городом и резиденцией киевских великих князей и киевских митрополитов: здесь находились соборы и церкви, терема и дворцы. Подол же играл главную роль в торговой, экономической жизни города. Здесь жили купцы и ремесленники.


В XIII веке, после татаро-монгольского нашествия, разоренный Киев медленно оправляется. Строятся жилища, восстанавливаются многие церкви. Быстрее всего возрождаются части города, меньше пострадавшие от нашествия,- Подол и Печерск, но Верхний Киев, наиболее разрушенный татарами, отстраивается полностью только к концу XVII века.
Судьба Киева неотделима от судьбы Украины. Земли украинского народа на протяжении XIV-XV веков захватывались соседними государствами — Польшей, Венгрией, Молдавией и Литвой. Последняя оккупировала Киев и все Приднепровье. Литовцам удалось на некоторое время оттеснить крымских татар, отколовшихся от Золотой Орды и совершавших военные набеги на земли Украины, и обезопасить от них Приднепровье, что положительно сказалось на развитии Киева. Но особенно этому содействовало восстановление в XIV- XVI веках политических, хозяйственных и культурных связей с Московским государством.
Основную экономическую роль в жизни города в это время продолжает играть Подол. Печерск же с прославленным монастырем становится главным идеологическим центром в борьбе украинского народа против польско-шляхетской католической агрессии, когда Польше после Люблинской унии 1569 года удалось поглотить и Литву и захваченные ею украинские земли.
Если Запорожская Сечь, возникшая в XV веке в низовьях Днепра, во второй половине XVI века становится главным военно-политическим центром в борьбе украинского народа за свое социальное и национальное освобождение, то Киев играет роль культурного и идеологического центра. В области искусства Киев, как и в прежние эпохи великого прошлого, сохраняет за собой ведущую роль. В конце XVI века здесь возникает школа при братстве, позже преобразованная в Коллегиум, а затем в Академию. В Академии на Подоле и в лавре воспитываются художники, ювелиры, декораторы, резчики по дереву и архитекторы. В Киеве получает большой по тому времени размах издательская деятельность Богоявленского братства, а затем особенно — Печерской лавры.
В конце XVII века в связи с созданием на Печерске ряда высших административных учреждений здесь оживляется строительство. Роль ведущего района Киева Печерск играет вплоть до середины XIX века, и лишь только после перевода в нагорную часть управленческого и культурно-просветительного аппарата он уступает свое первенство Верхнему городу и Крещатику, ставшим средоточием деловой жизни всего Киева.