На двух столбах восточной арки перед апсидой на золотом фоне расположена композиция «Благовещение», на левом столбе помещен архангел Гавриил, а на правом — дева Мария. Архангел одет в белый хитон и в короткий плащ. Это одна из самых тонких по колористической гамме мозаик в храме. Хитон и плащ исполнены из кубиков с бесконечным разнообразием тональных переходов от почти белых до светлых зеленоватых и синеватых оттенков со светло-зелеными тенями. Такая светлая гамма цвета как бы подчеркивает радостную, благую весть. Богоматерь, наоборот, выполнена в глубокой насыщенной цветовой гамме: синие тона одежды, красная пряжа. Она стоит на подножии, в левой, приподнятой руке держит куделю красной шерсти, от которой нить проходит к красному веретену в правой руке.

Над конхой центральной апсиды размещена мозаичная композиция «Деисус» — Богоматерь и Иоанн Предтеча молятся Христу. Их погрудные изображения даны в медальонах на золотом фоне. Особенно прекрасно и высокохудожественно исполнено лицо Богоматери, Бледный, слегка склоненный в сторону Христа лик с огромными печальными глазами окаймлен синим платом.

Мастерство, с каким выполнена эта мозаика, не имеет себе равных в соборе. Мелкие кубики следуют за формой красивого и по-античному строгого овала лица, прямого носа и прелестных уст. Есть что-то трогательное и чарующее в облике девы Марии. Следует сказать, что образ из дежурного чина по красоте и классической строгости форм принадлежит к лучшим образам Богоматери в мировом искусстве.
В конце центральной апсиды помещена мозаика «Мария-Оранта» (Богоматерь в молитвенной позе с воздетыми руками). Среди славян Богоматерь была самой популярной из святых. В украинском народе Богоматерь-Оранта известна под названием «Нерушимая стена», матерь-заступница за род человеческий. Несмотря на колоссальные размеры (достаточно сказать, что одна лишь голова Марии имеет высоту 0,9 м, а вся фигура около 6 м), выполнена она из мелких мозаичных кубиков тщательно и мастерски. Мария изображена в синих одеждах на золотом фоне. Общий декоративный строй композиции, а также ниспадающие широкие складки плаща и хитона подчеркивают величие и монументальность ее силуэта. Торжественность и праздничность образа Оранты усиливают не только крупные складки одежды и предельно лаконичный рисунок, но и особенно цвет плаща ультрамаринового тона с глубокими фиолетово-коричневыми тенями. Благодаря тому, что фигура Марии находится на вогнутой поверхности апсиды, а также тому, что отдельные кубики золотой смальты фона положены умышленно неровно, откуда бы на Богоматерь ни смотреть, всегда виден мерцающий мягкий блеск золота вокруг ее фигуры.

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение