Трактовка карниза

843
Трактовка карниза
Трактовка карниза

Стройность и высотность башни подчеркиваются и последовательно проведенным облегчением форм кверху, что нашло отражение в изменении трактовки колонного яруса. В первоначальном варианте был обработан трехчетвертными колоннами, которые затем были заменены лоджиями, а в окончательном варианте — свободно стоящими колоннами. Этот принцип облегчения Захаров проводит и в трактовке скульптуры в зависимости от высоты ее положения. Скульптурные группы и отдельные статуи по своим общим массам уменьшаются кверху и соответственно делаются стройнее. На земле около основного объема башни, наиболее загруженной ее части, находятся скульптуры морских нимф, несущих глобусы. Их мощные фигуры сгибаются под тяжестью шаров, усиливают и подчеркивают напряженность и силу нижнего объема башни. Они воспринимаются на фоне гладкой мощной стены и как бы принадлежат ей. Над аттиком нижнего объема, на углах, возвышаются четыре сидящие фигуры героев, опирающиеся на свои доспехи. Еще выше на парапете колонного яруса помещены 28 свободно стоящих фигур, силуэты которых четко выделяются на фоне неба. Для лучшего обозрения с близких точек он» поставлены с легким наклоном вперед — на зрителя.



Трактовка карниза
Трактовка карниза

Интересно проследить также характерные особенности в изменении; трактовки карнизов башни Адмиралтейства в зависимости от высоты их положения и увеличения степени ракурса. Чем карниз выше от поверхности земли, тем вынос по отношению к его высоте увеличивается, а поддерживающая часть карниза делается меньше венчающей.

Трактовка карниза
Трактовка карниза

Помимо того, что такая трактовка карниза соответствует конструктивному облегчению здания кверху, в ней нашел выражение правильный учет условий восприятия: по мере увеличения высоты положения карниза при восприятии снизу большее значение начинаем приобретать его вынос, а не высота. Аналогичный прием в отношении карнизов применен в колокольне Ивана Великого и в ряде других памятников.