Троицкая надвратная церковь
Home Архитектура Троицкая надвратная церковь

Троицкая надвратная церковь

by Architect

Восстановленный после пожара 1718 года Успенский собор, как богатой ризой, был одет лепным декором, выполненным народными мастерами во главе с мастером Иосифом Билинским из Канева. На его громадных фронтонах не осталось буквально ни одного квадратного сантиметра, не покрытого лепкой или живописью. Растительные и животные мотивы лепных орнаментов поражали богатством фантазии и пластической красотой. Яркие цветные керамические розетки и головки ангелочков на фризе собора соперничали с красочной живописью и белоснежным кружевом лепных украшений. Интенсивные цвета декора, белизна стен, золото куполов, темная зелень — все слилось в цельную живописную картину.

Троицкая надвратная церковь также была оформлена с необыкновенным богатством; работы по ее украшению велись под руководством народного мастера Василия Стефановича в 1722-1729 годах. Существовавшие ранее арки-закомары были переделаны. Вместо них сооружаются волнообразных очертаний фронтоны. Все фасады, за исключением южного, покрываются богатым живописным и лепным орнаментальным декором. Барабан купола оформляется лепным орнаментом и цветными керамическими розетками. Нежный бирюзовый тон стен служит прекрасным фоном для оригинальных белых лепных украшений и оттеняет живопись и позолоту. К сожалению, этот великолепный декор церкви был уничтожен реставраторами в конце XIX века, когда лепные орнаменты XVIII века были сбиты, а по их образцу сделаны новые из алебастра. Современный вид церковь получила после реставраций в конце XIX века и в 1958 году.

Живопись Троицкой церкви

Живопись Троицкой церкви по своему стилю и мастерству исполнения является одной из лучших сохранившихся росписей XVIII века. Отдельные композиции отличаются большой свободой, широтой декоративного замысла и гармонией своих красочных сочетаний. В них нашли наиболее полное выражение новые вкусы, новое понимание прекрасного. Вместо застывших аскетических лиц, характерных для предыдущей поры, здесь изображены физически прекрасные, полные здоровья, жизнерадостные лица; многочисленные фигуры в роскошных, шитых золотом и украшенных драгоценными камнями одеждах.

Особенно хороша картина «Изгнание торгующих из храма», помещенная над входом в церковь. Она написана с большим мастерством, полна динамики и силы; фигуры даны в самых неожиданных поворотах и ракурсах. Вся сцена представлена на фоне архитектурного пейзажа, напоминающего лучшие традиции итальянского искусства. Сюжет «Крещение Эфиопа», расположенный на северной стене центрального нефа, наоборот, выполнен в более спокойных, нежных тонах. Здесь господствуют мягкие, округлые формы, плавные, певучие линии; привлекает внимание изысканный тонкий колорит пейзажа, тонущего в дымке жаркого полудня.

В росписях Троицкой церкви поражает обилие пейзажей с прудами, цветами, деревьями, под сенью которых рядом с привычными животными изображены редкие звери и птицы тропических стран, как, например, в сценах «Милосердный самаритянин», «Исцеление слепого» и других, находящихся на южной стене храма.

Троицкая надвратная церковь

Троицкая надвратная церковь

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение