Усадьба Архангельское

744

Павловск был построен в сравнительно короткий срок и сложился как ансамбль в течение двух последних десятилетий XVIII в.2. В 80-хгг. XVIIIв.,когда закладывались основы Павловска как архитектурного целого, в русской культуре наряду с идеалами гражданственности, тяготеющими к античности, стали проявляться веяния сентиментализма с его культом чувства и отказом от рассудочности. Это нашло отражение в парке Павловска — выдающемся дворцово-парковом ансамбле периода русского классицизма. Почти одновременно с Павловском в 1780— 1794 гг. строились и так называемые термы Камерона в Царском Селе. Термы Камерона — двухъярусное сооружение, примыкающее к Большому Царскосельскому дворцу и включающее «Холодные бани» с «Агатовыми комнатами», «Висячий сад», пологий спуск «пандус» и «Камеронову галерею». Зодчий, получив задание построить для Екатерины II ванное помещение и баню, обратился к хорошо ему известному наследию античных сооружений. Свободно компонуя греко-римские мотивы, он создал ряд неожиданных, но гармонических сочетаний.


Тонко и разнообразно решены фасады «Агатовых комнат» — легкого паркового павильона с изящным овальным портиком и сдвоенными колоннами ионического ордера. Висячий сад, расположеннный поверх массивной сводчатой аркады, соединяет «Холодные бани» и «Агатовые комнаты» с «Камероновой галереей» и парком, в который спускается из висячего сада пандус. Весь комплекс обращен к зелени парка, панорама которого хорошо воспринимается со стороны галереи с широко расставленными колоннами. К торцу галереи, со стороны озера, примыкает торжественная лестница, украшенная копиями античных статуй Геркулеса и Флоры.

Павильон «Агатовых комнат» кирпичный, колонны белокаменные. Снаружи стены оштукатурены и окрашены в светло-желтый тон, на котором выделялись красные ниши с белыми статуями.

В отделке интерьера широко применены самоцветные камни, мрамор, бронза, порфир. Боковые кабинеты отделаны яшмой и агатом. Интересны в интерьере «Агатовых комнат» роспись и лепное убранство стен, а также художественная отделка сводов и потолков.

Подмосковные усадьбы. Представительные царские усадьбы — Таврический и Павловский дворцы — становятся образцами для усадебного строительства конца XVIII в. Некоторые из построенных в то время подмосковных усадеб, таких, например, как Останкино, Архангельское, не уступали другим загородным дворцовым усадьбам.

Подмосковная усадьба Шереметевых Останкино выстроена в 90-х гг.

XVIII в. крепостными архитекторами П. Аргуновым, А. Мироновым, Г. Дикушиным, П. Бизяевым по переработанному ими проекту Кампорези. В отличие от обычных усадеб в Останкинском дворце объединены в одном архитектурном объеме жилые и служебные помещения, театр и парадные дворцовые залы. Часть главного корпуса занята театральным залом и сценой, которые превращались во время балов в общий зал для танцев. Несмотря на необычные функции здания и своеобразие планировки, его композиция подчинена сложившейся схеме дворцового сооружения с портиками, ризалитами и куполом. Дворец построен из дерева, но в формах каменной архитектуры. Преимущественно из дерева выполнена тончайшая отделка его интерьеров, имитирующая даже такие материалы, как мрамор, бронзу и различного рода лепку. Замечательны наборные полы дворца из различных пород дерева.

Усадьба Архангельское — более крупный и роскошный подмосковный дворцовопарковый ансамбль. Стоящее на высоком месте дворца представляет собой центральное ядро всей строго симметричной композиции ансамбля, по продольной оси которого расположены въездные ворота, парадный двор, дворец, террасы партера. Дворец строился с 80-х гг. XVIII в., когда был перепланирован существовавший парк, до 1831 г. на месте старого деревянного дома в основном крепостными архитекторами по проекту де-Герна.