Первоначальный Успенский собор был сложен из больше-мерного плоского кирпича и камней способом смешанной кладки, когда полосы кирпича чередуются с камнями. Широкие полосы розово-красного известкового раствора между смежными рядами кирпича были тщательно затерты и подрезаны, а затем оштукатурены. Фасады были расчленены плоскими лопатками, отвечающими внутренним опорным столбам, и завершались арками. На больших плоскостях оштукатуренных стен выделялись пятна оконных проемов и плоских двухуступчатых ниш.

Граненые апсиды были украшены тоненькими, изящными полуколонками из лекального кирпича, а верх центральной апсиды еще и меандровым фризом, выложенным из кирпича, и пояском поребрика. Небольшие полуциркульные ниши и арочное завершение украшали барабан купола, подобно куполам Софийского собора и собора Михайловского Златоверхого монастыря.
Но от храмовых построек Ярослава Успенский храм отличается не только размером (он уступает Софийскому собору), но также и архитектурой. Приподнятый постамент барабана и высокий купол придали Успенскому собору более лаконичный силуэт, где центральная глава является главной вертикальной композиционной осью.
Как можно судить по археологическим данным и свидетельствам летописей, интерьер собора был украшен мозаиками и фресками. Во время археологических исследований в 1951 году на территории монастыря были открыты мастерские по изготовлению мозаичной смальты, а также найдены готовые кубики и полуфабрикаты смальты. Существование здесь мастерских свидетельствует о том, что в украшении собора наряду с греческими принимали участие и древнерусские мастера. Источники сохранили имя одного из них — Алимпия, искусство которого было незаурядным и вызывало похвалу современников. Его прах покоится на Ближних пещерах

You may also like

This website uses cookies to improve your experience. We'll assume you're ok with this, but you can opt-out if you wish. Accept Продолжение