Воздвиженская церковь

0

Композицией масс Воздвиженская церковь очень близка к трехкупольным деревянным храмам. Вертикальные линии граней нефа, притвора и апсиды придают массам движение ввысь. В плавности форм, в контрасте вертикалей граней и горизонталей карниза, в гармонии прямолинейных и криволинейных очертаний заключается очарование архитектуры этого храма, удачно поставленного на небольшой террасе над Днепром.
Декор интерьера церкви отмечен своеобразием, заключающимся в том, что настенная живопись дополнена здесь лепными картушами и медальонами с орнаментами, состоящими из мотивов виноградной лозы, цветов барвинка и роз с трилистниками. У основания купола проходит орнаментальный фриз из трилистников и гирлянд с кистями, имитирующими бахрому завес. Наиболее высокохудожественные росписи сохранились в центральном куполе. Вся стенопись неоднократно поновлялась в XVIII и XIX веках.


Вместо первоначального иконостаса в 1769 году резчик Карп Шверин изготовил новый. Его трехъярусная ордерная композиция, из-за того что иконы в нижнем ярусе размещены в три ряда, воспринимается как пятиярусная и принадлежит к типу наиболее развитых украинских иконостасов XVIII века. Живопись его икон неоднократно переделывалась и поновлялась. Сохранили почти в неприкосновенности свою великолепную сочную живопись в стиле барокко лишь иконы «Лики святых» и «Воздвижение».
Плановая и объемно-пространственная композиция Воздвиженской церкви усложнилась в середине XVIII века пристройкой к ее западному фасаду трапезной. Это небольшое низенькое прямоугольное увенчано большим куполом на низком восьмигранном барабане. Фасад ее украшен пилястрами и часто расположенными окнами в обрамлении наличников. Своими приземистыми формами она как бы подчеркивает стройные массы Воздвиженской церкви.