Усиление художественной выразительности

900
Усиление художественной выразительности
Усиление художественной выразительности

В третьем ярусе, приближаясь к главе, движение роста замедляется, что отразилось в членениях яруса. Нижняя восьмигранная его часть до основания кокошников является малым отрезком, а верхняя часть барабан большим. В четвертом, венчающем, ярусе рост завершается и акцентируется мощной упругой по форме главой, после чего стремительным взлетом растворяется в пространстве. Расчленен он также в золотом отношении, но большой отрезок теперь опять находится снизу, а малый отрезок (крест) наверху.



Усиление художественной выразительности
Усиление художественной выразительности

Впечатление монументальности и одновременно роста и облегчения ярусов вверх усиливается коническим утонением ярусов. В первом ярусе довольно значительно и составляет Узе (отношение разности нижнего и верхнего поперечников к высоте яруса). Здесь оно в основном способствует выражению монументальности и устойчивости. В верхних ярусах степень утонения уменьшается. Поэтому оно почти не воспринимается непосредственно, а служит созданию оптического эффекта — вызывает ощущение большей высоты сооружения. ярусов, создающее определенные художественные качества, является в то же время замечательным средством улучшения конструктивной устойчивости. В данном случае зрительное облегчение ярусов соответствует конструктивному уменьшению толщины стен. Вследствие этого колокольня обладает одновременно устойчивостью и стройностью, монументальностью и динамическим взлетом вверх.
Усиление художественной выразительности
Усиление художественной выразительности

Усилению художественной выразительности и выявлению основной композиционной идеи памятника способствует и целый ряд других приемов. Размеры проемов и колокола в них уменьшаются также в направлении снизу вверх. Тяжелые и низкие по тону, колокола находятся в проемах звона нижнего яруса, более легкие и высокие, но звучанию во втором ярусе и еще более легкие в третьем.